Прецедент Полянкина-Кириленко

Многолетние дискуссии мебельщиков о том, как организовать правовую борьбу с плагиатом, утешительных результатов пока не дали. Однако Алексей Кириленко, директор департамента консультаций и судебной защиты юридической фирмы «Авента», утверждает, что «прижать» пиратов всё-таки можно. В конце прошлого года он помог это сделать мебельной компании Gruppo 396.

Алексей Кириленко, директор департамента консультаций и судебной защиты юридической фирмы «Авента»

МБ: Алексей, как случилось, что ваша юридическая практика пересеклась с мебельной отраслью?

— Один из наших клиентов — руководитель фабрики Gruppo 396, для которой мы в своё время регистрировали товарный знак, — обратился за консультацией по вопросам защиты интеллектуальной собственности. Господин Полянкин посетовал на то, что производители мебели в нынешних условиях фактически ничем не защищены с позиций авторского права. Они вкладывают деньги в разработку новых моделей, стараются привлечь компетентных дизайнеров, а наиболее прогрессивные фабрики хватаются за смелые и нестандартные идеи, чтобы их продукт выделялся из общей массы, помогал им отстраиваться от конкурентов. Результатов проделанной работы долго ждать не приходится: через пару месяцев после очередной отраслевой выставки, ещё до того, как мебель будет расставлена по торговым площадкам, аналогичные по виду модели появляются у «гаражников», разумеется — по гораздо более привлекательным ценам. Доходит до того, что плагиаторы участвуют с этими моделями в государственных тендерах и побеждают, поскольку цена выставлена ниже.

Положение для добросовестных мебельщиков, мягко говоря, неудобное. Мебель — продукт специфический, и доказать факт прямого копирования в суде, если только дело не связано с использованием защищённых товарных знаков, весьма непросто. Защитить права, скажем, на диван возможно, если запатентовать его как полезную модель, подробно описав каждый болтик и пуговицу. Но если «умельцы» сдвинут болт в другое место или перешьют пуговицу, с юридической точки зрения это будет уже другая модель. А в заказном производстве, которое практикуют «гаражники», модели сами собой получаются каждый раз новые.

В общем, мы посидели, подумали. Посмотрели фотосъёмку… Надо сказать, что съёмка у Gruppo 396 действительно отличная: мебельная композиция не набирается в 3D-конструкторе, а снимается в «живом» интерьере, с грамотно поставленным светом и так далее. Так вот, в качестве возможного решения мы предложили Александру Полянкину защитить сами фотографии: с точки зрения авторского права это — гораздо более лёгкий путь.

МБ: Да, ведь фотографии оригинальной продукции недобросовестные «копипастеры» тоже используют!

— Именно так. Многие уже знают, что в «Гугле» есть поиск по картинкам и возможность составить список интернет-сайтов, на которых используется проверяемое или похожее на него изображение. Так вот, производитель мебели может встретить свои фото на сайтах авторизованных дилеров, интернет-магазинов, а может — в презентации совершенно посторонней и неизвестной ему фабрики. Случается ещё, что в чужую интерьерную фотографию вставляется «вытравленный» предмет мебели с другого снимка… С учётом того, что фотографии обладают художественной ценностью и однозначно выступают объектом авторского права, защитить их гораздо проще. Подчеркну, что в этом случае дело ведётся не против контрафактного товара (хотя нарушители и могут изготавливать мебель, весьма похожую на ту, которая представлена в чужой фотосъёмке), но именно против незаконного использования фотоизображений. В истории Gruppo 396 дополнительным преимуществом оказалось то, что оригинальная съёмка велась не на цифровую, а на плёночную камеру, и сами слайды, которые досконально подделать невозможно, у руководства фабрики сохранились.

МБ: Этого достаточно, чтобы выдвинуть претензии о неправомерном использовании снимков?

— Доказательная база, разумеется, должна быть собрана. В договоре с фотографом непременно должно быть прописано, что он передаёт заказчику исключительное право на использование сделанных им фотографий. Если в дальнейшем заказчик никому не делегировал право использовать снимки в коммерческих целях, то никто без его ведома не вправе этого делать. На официальном сайте фабрики следует проставить все копирайты. Я бы ещё добавил предупреждение о недопустимости использования контента без ведома правообладателей: суд может принять это во внимание как свидетельство сознательного нарушения закона ответчиком. Далее, факт наличия той или иной информации по конкретному адресу в Сети должен быть удостоверен в нотариальном порядке (стоит денег, но в дальнейшем издержки могут быть взысканы с ответчика через суд). В принципе, такой подготовки достаточно для успешного разрешения дела.

МБ: И решается оно именно в суде?

— Не обязательно. Мы сейчас весьма успешно работаем с хостерами по вопросам блокировки интернет-сайтов, незаконно разместивших тот или иной контент на своих страницах, в досудебном порядке. Многие хостеры прописывают в договорах со своими клиентами, что если третья сторона предъявит обоснованные претензии в адрес клиента хостинг-компании, последняя вправе запросить у клиента доказательства, подтверждающие его права на использование тех или иных материалов, а в случае их непредоставления будет требовать удалить контент либо оставляет за собой право блокировать сайт. Без судебного решения на такое, правда, идут не все хостеры. «Отказники», со своей стороны, серьёзно рискуют — тем, что могут быть привлечены к суду в качестве ответчиков. Но всё-таки обычно, если владелец прав добивается лишь прекращения неправомерного использования его изображений, дело вполне можно урегулировать без суда. Господин Полянкин, кстати, поначалу и сам писал владельцам таких сайтов. Получал ответы в духе: «Каких грибов вы наелись…»

МБ: Одно дело, когда владелец прав довольствуется удалением контента из Сети. Но что делать, если хочется получить компенсацию?

— В суде мы говорим о том, что изображения, заказанные фабрикой у фотографа, обладают определённой ценностью: с одной стороны, художественной, с другой, — реальной материальной ценностью для заказчика, который оплатил дорогостоящую съёмку. Косвенно задействованы и нематериальные активы — ведь изображение создавалось для продвижения конкретной продукции, в том числе и с целью повышения узнаваемости, репутации бренда производителя. И тут снова встаёт вопрос о доказательствах: мы должны каким-то образом подтвердить уровень нанесённого коммерческого ущерба. По-хорошему, должны доказать, сколько точно мебели было продано ответчиком с использованием чужих фотографий. Если задаться целью, в принципе, реально через суд истребовать балансовые документы, в которых учтена реализованная ответчиком продукция. Но в этом случае дело, конечно, затянется…

МБ: Сколько удалось взыскать по иску Gruppo 396?

— В двойном размере от стоимости фотографий. По совокупности незаконно использованных объектов — 33 кадра — вышло 589 608 рублей 74 копейки. Причём на это суд пошёл сразу, как только была собрана доказательная база. Изначально мы предлагали клиенту два сценария, и один из них предполагал истребование компенсации в размере 5 миллионов рублей (верхний порог, определённый для таких случаев Гражданским кодексом), но — с подведением серьёзной доказательной базы, обосновывающей сумму, что существенно затянуло бы процесс. Господин Полянкин выбрал, так сказать, сценарий-минимум. А ответчик (московское ООО «Фристайл», прописанное на Кожевнической улице) на судебное разбирательство не явился, апелляции тоже не подавал. В гражданском судопроизводстве действует принцип состязательности сторон: если ответчик не явился в суд и не предоставил своих доказательств в опровержение поданных истцом, значит, он со всем согласен. Весь процесс, от начала сбора доказательств до вынесения судебного решения в октябре 2013-го, занял около четырёх месяцев. Теперь исполнительный лист находится в службе судебных приставов, и мы ждём возбуждения исполнительного производства по этому делу. Реальность взыскания будет зависеть от состояния предприятия-ответчика. Если «Фристайл» функционирует и отгружает мебель, думаю, взыскать не составит труда.

МБ: Апелляции по таким делам тоже возможны? Чем их обосновывают?

— Да чем угодно! Тем, что суд неправильно рассмотрел дело, например. Вплоть до того, что фотографии никому не принадлежали и были найдены бесхозными в открытых источниках. С использованием изображений из открытых источников действительно есть нюансы: скажем, оно бывает допустимо в образовательных или культурных целях, но однозначно идёт вразрез с законом, если извлекается какая-либо коммерческая выгода.

МБ: Насколько важно, использует ли мебельная фабрика в своей работе реальные фотографии мебели либо картинки в 3D? Последнее сейчас очень популярно…

— В рассматриваемом нами случае это, пожалуй, действительно важно. Дело в том, что в российской судебной практике есть устоявшееся понятие фотографического изображения. С точки зрения закона фотография — творческий продукт фотографа, иными словами — художника, который продумал композицию, выставил свет и так далее. Права на использование этого творческого продукта как раз и могут защищаться в суде. Вероятно, дизайнер, который «рендерит» картинки в 3D, тоже занимается вполне себе творческой работой. Но всё-таки от понимания того, что такое 3D-модель, российская правоприменительная практика пока ещё далека. В случае, когда чёткое понятие не определено законом, решение о признании той или иной работы объектом авторского права принимает только суд, и, с высокой долей вероятности, это решение может оказаться не в пользу истца. Первый мебельщик, который явится в суд и потребует защитить его права на 3D-изображение, может создать прецедент. Но прецеденты у нас, сами понимаете, создаются долго.

МБ: С цифровой фотографией всё не так просто, как с плёночными слайдами?

— Да, с «цифрой» сложнее, но тоже решаемо. Я ни в коем случае не призываю мебельщиков срочно переходить обратно на плёнку, просто в случае с цифровыми снимками доказательную базу собирать труднее. Она может включать, к примеру, водяные знаки на изображениях, письма электронной почты, содержащие фотографии, которые хранятся на независимом почтовом сервере под определённой датой отправки. Или нотариально заверенные страницы сайта фабрики с выложенными туда фотографиями. Всё это пригодится в суде, если мебельщик изберёт такой путь для защиты своих прав.

МБ: Очевидно, далеко не каждый мебельщик готов сегодня этим заниматься — головной боли у всех и без того хватает. У вас есть какие-то личные соображения, насколько целесообразна и эффективна борьба с плагиатом в нынешних условиях рынка?

— Знаете, в господине Полянкине мне очень понравилась его активная деловая позиция, желание отстаивать собственные права и наводить порядок в доступных ему сферах. А ведь очень многие производители — не только в мебельной отрасли, российские промышленники вообще — откровенно признаются: «Невыгодно поднимать шумиху из-за того, что меня копируют. Ведь из двух похожих изделий торговые операторы в своей массе выберут то, что подешевле, — как только узнают, где брать». У нас достаточно молодой развивающийся рынок, молодая промышленность. Культура интеллектуальной собственности в России тоже пока не сформировалась. Все эти взаимоотношения — в процессе становления. Гражданский кодекс в нынешней редакции вышел совсем недавно, в 2009 году, и по некоторым вопросам правоприменительной практики нет вообще. Тем не менее судебных дел о защите интеллектуальной собственности в последнее время становится больше.

Я думаю, все понимают: для того чтобы выпускать поистине неповторимые изделия с дизайнерскими «находками», которые невозможно растиражировать в копиях, требуются инвестиции в разработку совершенно иного порядка. До тех пор, пока уровень развития нашей промышленности не позволяет достичь подобных высот в продукте, я бы рекомендовал мебельщикам уделять больше внимания собственному продвижению. Ведь почему ведущие западные бренды порой смотрят сквозь пальцы на копии своих моделей? Если потребитель хорошо знаком с продукцией конкретной фабрики и демонстрирует лояльность, он не пойдёт покупать аналогичный товар на стороне. Более того, он сам потребует от продавца гарантий качества и подлинности интересующих его изделий.

На Западе эта культура и сами бренды тоже не сформировались в одночасье. Регистрация и защита товарных знаков, качественные и креативные промоматериалы с хорошей фотосъёмкой, выставочная активность, широкая реклама в СМИ — всё это инструменты, которые маститые мебельщики использовали в целях продвижения задолго до того, как вокруг них сформировалась армия лояльных потребителей. И если вам интересна позиция юриста, то я бы рекомендовал мебельщикам именно такую тактику, закладывающую прочную основу для будущих успехов. Ну и, как вариант, хотя ни в коем случае не панацея — защита качественной фотосъёмки, один из действенных путей «самообороны» для производителей мебели и вообще любых товаров, которые проблематично защитить.

Интервью подготовил Артём Васильев

 
читайте также 20 марта 2023 По методу «360 градусов»

Как провести оценку персонала, чтобы вдохновить сотрудников на развитие. Опыт Академии ГК ЦВТ


15 января 2021 Дороже или выгоднее?

«Интердизайн» и ПЭК поделились подробностями внедрения комплексного складского аутсорсинга.


24 мая 2020 Сборка в дополненной реальности

На ивановском предприятии исследуют, как технологии VR/AR можно использовать в процессе сборки готовой мебели, а также в производственных цехах.


04 мая 2020 Digital-маркетинг для офлайна в «Асконе»

Интернет-магазин как ключевой инструмент маркетинга, направленный на повышение общих продаж.


01 декабря 2019 Блог в помощь

Прежде, чем запускать продвижение через блогеров, важно разобраться в тонкостях инфлюенсер-маркетинга.


28 мая 2019 Карбоновый квест

Иваново может стать столицей композитных материалов.

Номер вышел в свет