Вот уже десять с лишним лет Вьетнам остаётся одной из самых динамичных стран мира по темпам роста мебельного производства и экспорта. Стремительный взлёт был обусловлен, в том числе, возросшим мировым спросом на дешёвую мебель, закупочной политикой крупных международных розничных сетей (таких как IKEA), присоединением Вьетнама к ВТО, внутренней политической и макроэкономической стабильностью в стране, быстро развивающейся инфраструктурой, низкой стоимостью рабочей силы и производства, сравнительно высокими компетенциями и мастерством вьетнамских рабочих, открытым доступом к международным судоходным линиям (в стране имеется девять морских портов).
Вьетнам стал не только популярным мировым производителем оригинальной мебели, но и очень привлекательным местом для размещения производств мебельных компаний из других стран Юго-Восточной Азии, а также Америки и Европы. И хотя абсолютные объёмы выпуска мебели в этом государстве весьма скромны по сравнению с китайскими, динамика впечатляет: с 1 млрд. долл. в 2003 году они увеличились до 5,9 млрд. долл. в 2013-м, и сегодня Центр промышленных исследований CSIL Milano ставит Вьетнам на 17-е место в рейтинге мировых производителей.
В свою очередь, экспорт вьетнамской мебели за тот же период времени увеличился с 850 млн. до 5 млрд. долл., и таким образом, сегодня на внешние поставки приходится почти 85% всей выпускаемой во Вьетнаме мебели. Вьетнам — крупнейший экспортёр в Юго-Восточной Азии, второй крупнейший в Азии (после Китая) и, наконец, занимает шестую позицию в общемировом рейтинге. Мощный скачок вьетнамцы продемонстрировали в период глобальной рецессии — плюс 20% к объёмам внешних поставок за 2010 год. Рост в 2011-м отмечен на уровне 4%, а в 2012-м снова был двузначным — 16%. Согласно оперативным данным CSIL, примерно такое же увеличение состоялось по итогам прошлого года.
Стремительный рост объёмов, однако, не способствует преодолению системных трудностей: всё более ощутима нехватка сырья, растут производственные издержки, добавленная стоимость готовых изделий остаётся низкой, при том что инфляционные процессы в макроэкономике ускоряются. Пытаясь справиться с растущими ценами на импортное сырьё и высокими процентными ставками в банках, мебельные фабрики Вьетнама ведут жесточайшую конкуренцию с китайскими предприятиями, которые, в свою очередь, только наращивают закупки сырья.
Сегодня Вьетнам вынужден импортировать примерно по ловину древесно-стружечных плит, потребляемых внутренним мебельным производством, а также многие сорта натуральной древесины (твёрдые породы из США и Европы, лучистую сосну из Новой Зеландии и Чили, каучук из Малайзии и Лаоса). Импорт MDF-плит за последнее время также существеннно вырос, что подтверждает смену товарной специализации: вьетнамское производство в целом переориентируется с outdoor-изделий из натурального массива на мебель из плитных материалов для внутренних помещений дома.
Направлениями для экспорта вьетнамской мебели выступают рынки 120 государств. По данным за 2012 год, Соединённые Штаты остаются важнейшим рынком сбыта для Вьетнама с долей около 50% и среднегодовым ростом 14% в период между 2007 и 2012 годами. Япония, Великобритания и Германия имеют доли в 11%, 6% и 5% соответственно. Характерно, что на японском рынке вьетнамцы уверенно росли даже в период кризиса, тогда как поставки мебели из Европы в Страну восходящего солнца увеличивались едва-едва. В целом азиатские рынки потребляют пятую часть мебели, выпущенной во Вьетнаме, и становятся всё более важными направлениями экспорта для этой страны. Наконец, наиболее динамичные мебельные фабрики пытаются (и не безуспешно) перераспределить каналы сбыта в пользу таких развивающихся рынков, как Россия, Индия и страны Центральной Азии. А что касается среднесрочных перспектив, то, если переговоры по Транс-Тихоокеанскому партнёрству завершатся успешно, ряд латиноамериканских стран, такие как Чили или Перу, также перейдут в ранг стратегически важных партнёров.
Если говорить о товарных категориях вьетнамской мебели, популярных на внешних рынках, то в лидерах — спальни (примерно треть всех экспортируемых изделий, причём 78% спальной мебели потребляют США). Хорошо идёт мебель для сидения без мягких элементов (12%), а ещё 30% приходится на садовую мебель и изделия малых форм.
Внутренний спрос на мебель во Вьетнаме увеличивался пропорционально объёмам производства в период между 2003 и 2013-м. Как ожидается, он вырастет ещё на 6% в реальном выражении в 2014-м и 2015 годах.
Население страны насчитывает 90 млн. чел., уровень жизни постепенно растёт, и примерно 30% домохозяйств сегодня размещаются в городах. Население крупнейшего города — Хо Ши Мина –составляет 6,4 млн. чел., а к 2020 году, по прогнозам статистических ведомств, увеличится ещё на треть (до 8,5 млн.). Здесь ведётся масштабное строительство, однако спрос на жильё эконом-класса остаётся неудовлетворённым, в отличие от сегмента luxury-недвижимости, предложение которой избыточно. Девелоперы прикладывают все усилия к тому, чтобы превратить Хо Ши Мин в международный финансовый хаб, поэтому коммерческая недвижимость также активно строится. Недавно городская администрация утвердила новую урбанистическую модель, согласно которой к 2016 году Хо Ши Мин будет трансформирован в четыре города-спутника, окружающие центральную область из 13-ти округов.
Несмотря на динамичное развитие Хо Ши Мина и других городских агломераций (Ханой, Тханьхоа, Нгеан), внутренний рынок мебели и интерьеров Вьетнама довольно закрытый: импорт насыщает около 30% внутреннего спроса (две трети из которых приходится на продукцию из КНР; доли Южной Кореи, Таиланда и Малайзии значительно ниже), и в абсолютном выражении это очень небольшой объём — всего 400 млн. долл. за 2013 год. Тем не менее и здесь тренд — восходящий (в 2003-м импорт насчитывал лишь 22 млн. долл.). Как полагают аналитики из CSIL, потенциал и перспективы для роста импортных поставок на ближайшую перспективу сохраняются.
10 октября 2014 (№132)
Новая гибридная концепция interzum позволит провести выставку в мае при любых условиях, уверены в Koelnmesse.
На 440 миллионов долларов российские мебельщики экспортировали в 2019 году. Это на 12,6% больше, чем в 2018-м. Но меньше, чем хотелось бы.
Миланский центр промышленных исследований CSIL, специализирующийся на бизнес-аналитике в мебельной индустрии, выпустил очередное годовое резюме — с прогнозами развития мирового рынка на обозримую перспективу.
Лучший эффект от участия в кёльнской мебельной выставке получают те российские экспоненты, которые заявляются на неё загодя.
Askona Life Group запустила розничный проект на самом краю Европы.
Компании, реализующие бизнес-модель «мебель по подписке», пожинают плоды успеха среди миллениалов.