Затянувшаяся турбулентность на мировом мебельном рынке не вполне вписывается в традиционные представления об экономических циклах. Возможно, сильнее других это ощущают на себе игроки офисного сектора: до наступления кризиса 2008-го европейские производители «офиски» пережили кризисы 1993-го и 2002-го годов, после которых вновь уходили в рост; однако за провалом 2009-го последовало несколько лет застоя, и по итогам 2013-го динамика — вновь отрицательная.
В сложных и малопредсказуемых рыночных условиях мебельные компании, работающие на офисном рынке, вынуждены постоянно корректировать среднесрочные маркетинговые планы и бюджеты, фактически — перевёрстывать их заново каждый квартал. Неопределённость и краткосрочные тренды в продажах оказывают решающее влияние на инвестиционную политику — закупки нового оборудования, разработку новых изделий и развитие дистрибуции.
За 2013 год европейский офисный сектор ужался на 5,6% — до 6,735 млрд. евро. Негативная динамика отмечена во внешнеторговых операциях: экспорт офисной мебели сократился на 0,8% (до 2,358 млрд. евро), импорт — на 5,8% (до 2,172 млрд. евро). В конечном счёте совокупное потребление упало на 7,3% к предыдущему году; вместе с тем возросла открытость европейских рынков — отношение экспорта к объёмам производства достигло 35%, а показатель «импорт к потреблению» стабилизировался на отметке 33%.
Рынок офисной мебели в Европе за последние годы стал более концентрированным: на сегодня 5 транснациональных компаний имеют совокупную долю в 21%. Крупнейший игрок — шведская Kinnarps (6,5% рынка), за которой следует французская Steelcase (6,4%). Компания Ahrend Group (Нидерланды) в 2013-м поднялась с четвёртой позиции на третью, за ней в рейтинге — голландская Haworth Europe и австрийская Bene Group (на сегодняшний день — в процессе реорганизации).
Европейский рынок «офиски» в 2013 году обеспечивал работой 55 434 человек (сокращение численности рабочих фиксируется с 2008 года, некоторые производители за минувшие пять лет потеряли до 60% персонала). Макроэкономические трудности в секторе вынудили многих игроков реструктуризировать свои бизнес-процессы: на фабриках сокращают численность штата, объявляют банкротства и/или окончательно закрывают производства.
Так, процедуры банкротства в отношении итальянских Faram и Mio Dino были введены в мае 2013-го, оба предприятия закрыты, 180 человек лишились работы. В конце 2013-го ряды банкротов в Италии пополнили Castelli Spa, Iterby, Della Rovere.
Начиная с сентября 2013-го, закрылось несколько крупных заводов офисной мебели в ФРГ, и занятость в этом секторе германской промышленности упала на 1,9%; сокращение рабочих мест продолжается в 2014-м. На текущий год анонсировано закрытие нескольких площадок: среди тех, кто «ужимается» — Kinnarps, Haworth, Steelcase, Koenig+Neurath.
Группа Kinnarps намерена сократить 50 из 422 человек на своём основном заводе в Швеции. Уже в прошлом году здесь запустили программу по сокращению издержек в связи с падением продаж, которое превысило ожидаемое.
Летом 2013-го о начавшейся реструктуризации объявила Martela. Цель — сэкономить 6 млн. евро к концу 2014 года. Запланированные меры включают перебазирование ряда производственных площадок и централизация управления некоторыми бизнес-процессами. При этом 60% плана по снижению затрат должно быть обеспечено именно сокращением численности персонала и переносом действующих производств.
Koenig+Neurath в настоящее время закрывает фабрику в Вайссензее (Тюрингия, Германия), на которой занято 130 человек, и консолидирует мощности в городе Карбен, где дислоцируется основное производство компании.
Тем временем параллельно со снижением издержек игроки европейского рынка офисной мебели несколько расширили инвестиционные программы: на сегодняшний день они направляют на них 4,8% от всего оборота, и этот показатель медленно растёт. На продвижение, в свою очередь, тратится лишь 1% от оборота (показатель снижается с 2003 года), инвестиции в оборудование стабилизировались на отметке в 1,5%. Наконец, фабрики продолжают вкладываться в разработку новых продуктов: на Research&Development направляется 2,3% оборотных средств.
Европейский ВВП по итогам 2014-го, как ожидается, немного подрастёт (+1,2% в реальном выражении), однако прогноз для сектора нежилой недвижимости отрицательный — минус 0,4%. Наиболее высокие результаты по динамике ВВП за 2014 год, как ожидается, продемонстрируют Швеция, Великобритания, Норвегия, Швейцария и Германия; в Греции, Италии и Финляндии рост ожидается совсем скромным — суммарно менее 1%; для остальных государств ЕС аналитики прогнозируют полную стагнацию. В 2015-м лучших показателей ожидают от Швеции, Ирландии и Греции (увеличение ВВП примерно на 3%), неплохих — от Великобритании, Норвегии, Испании и Германии (рост в пределах 2,5–3%).
Согласно последним данным Eurostat, 2014 год для производителей «офиски» начался с небольшого увеличения экспортных поставок (+0,7% в январе-феврале), прогноз CSIL Milano на 2014 год в целом — плюс 1% к объёмам 2013-го.
10 октября 2014 (№132)
Новая гибридная концепция interzum позволит провести выставку в мае при любых условиях, уверены в Koelnmesse.
На 440 миллионов долларов российские мебельщики экспортировали в 2019 году. Это на 12,6% больше, чем в 2018-м. Но меньше, чем хотелось бы.
Миланский центр промышленных исследований CSIL, специализирующийся на бизнес-аналитике в мебельной индустрии, выпустил очередное годовое резюме — с прогнозами развития мирового рынка на обозримую перспективу.
Лучший эффект от участия в кёльнской мебельной выставке получают те российские экспоненты, которые заявляются на неё загодя.
Askona Life Group запустила розничный проект на самом краю Европы.
Компании, реализующие бизнес-модель «мебель по подписке», пожинают плоды успеха среди миллениалов.