Новая Зеландия: начаты масштабные поставки древесины в Китай
Новая Зеландия, став недавно огромной съемочной площадкой для кинотрилогии "Властелин колец", предстала перед мировой общественностью обителью девственной, нетронутой цивилизацией природы. Тем не менее, страна имеет вполне развитую экономическую инфраструктуру, одной из важнейших составляющих которой, помимо традиционно сильной мясо-молочной индустрии, является и лесопромышленный комплекс.
Новая Зеландия — государство молодое и древнее одновременно. Коренные жители, народ маори, попали сюда, если верить их собственным легендам, в 700 годах н. э. и обнаружили землю, на 80 % покрытую богатейшими лесами. Именно маори стали первыми деревообработчиками на краю Земли, освоившими изготовление из подходящих пород древесины стройматериалов, инструментов, лодок, оружия и посуды.
Спустя примерно 800 лет Новая Зеландия была открыта европейцами, но заселена ими гораздо позже. До сороковых годов 19-го века европейское население не превышало 1000 человек, но уже к середине столетия резко начало расти, сначала за счет сосланных каторжников, затем — фермеров и, наконец, золотоискателей.
Вопреки или, скорее, благодаря авантюрному характеру населения молодое государство развивалось быстро, и лесная промышленность (на тот момент обслуживающая только внутренние нужды и потребности соседней пустынной Австралии) стала одной из отраслей национального хозяйства. Уже к 1920 году специалистами-дендрологами по заказу промышленников было систематизировано и посажено более 240 разновидностей деревьев и предоставлены технологические обоснования для их заготовки.
Наиболее восприимчивой к новозеландскому климату оказалась завезенная калифорнийская, или лучистая сосна (pinus radiata). На плантациях Новой Зеландии она занимает 24 % территории и 99,7 % заготовляемого материала. После нее со значительным отрывом идут лжетсуга тиссолистная (pseudotsuga taxifolia ) и эвкалипт обыкновенный (eucalyptus simpilus).
Лучистая сосна экспортируется из Новой Зеландии и в близлежащие, и в дальние страны (например, в Данию: благородная древесина идеально соответствует скандинавскому стилю в мебельном дизайне). Но самой крупной удачей новозеландцев в области экспорта лучистой сосны можно считать выгодные контакты с Китаем. Разрешение на использование новозеландской pinus radiata не так давно закреплено в строительном кодексе Китая. На данный момент именно Китай наряду с Японией — самые перспективные рынки сбыта древесины для Новой Зеландии. Потребность Китая в строительных материалах в 2004 году должна составить 40 млрд долларов, увеличившись, таким образом, на 30% за последние два года. Китайский рынок отделочных материалов ежегодно растет на 15% и сейчас составляет 50 млрд долларов. Изменение китайского законодательства будет способствовать сбыту пиломатериалов из сосны лучистой на огромных просторах самого динамичного Юго-Восточного государства.
Поставив перед собой амбициозную задачу войти в число мировых лидеров по продажам древесины, новозеландский ЛПК стремится более широко освоить европейский рынок. Правда, на этом пути у него есть серьезное препятствие — отдаленность от Старого Света. Другие причины: высокий курс новозеландской валюты, наличие в лице Чили мощного (впрочем, не менее отдаленного от Европы) конкурента с гораздо более слабой валютой, стабильность цен на основных рынках сбыта, почти двукратный рост тарифов на морские перевозки. Владельцы судов, используя рост мировой торговли в своих интересах, предпочитают обслуживать более выгодные и близлежащие от основной части цивилизованного мира направления.
Все это ведет к сокращению численности рабочей силы на лесозаготовках в Новой Зеландии, производстве пиломатериалов, автомобильных перевозках лесной продукции, ее перевалке в портах. Потери исчисляются сотнями рабочих мест.
Очевидна необходимость развития собственных лесоперерабатывающей и мебельной промышленностей, которое даст возможность производства продукции, нечувствительной к росту цен на перевозки. При этом на данный момент готовая мебель импортируется из более развитой в промышленном отношении Австралии на сумму 25,2 млрд долларов США (по оценке CSIL), т. е. существующая в Новой Зеландии мебельная индустрия не удовлетворяет даже внутренний спрос.
Другой аспект, препятствующий динамичному развитию новозеландского ЛПК, — это как ни пародоксально, бережное отношение жителей страны к своим лесным ресурсам. Деревья после вырубки вновь высаживаются наиболее естественным образом, а высокий уровень экологии обеспечивает их здоровый рост. Поэтому плантационное производство древесины увеличивается гигантскими темпами. Благодаря этому в Новой Зеландии объемы лесозаготовок к 2007 году вырастут до 30 млн кубометров, что в два раза превысит показатели 1998 года. К сожалению, кажущийся благоприятным фактор наряду с вышеперечисленными проблемами может вылиться в кризис перепроизводства. Поэтому новозеландское правительство в данный момент рассматривает программу не только экологического, но и рыночного регулирования лесной промышленности путем введения некоторых ограничений на увеличение площадей лесных плантаций и стабилизацию экспортных потоков.
29 марта 2004 (№27)
Новая гибридная концепция interzum позволит провести выставку в мае при любых условиях, уверены в Koelnmesse.
На 440 миллионов долларов российские мебельщики экспортировали в 2019 году. Это на 12,6% больше, чем в 2018-м. Но меньше, чем хотелось бы.
Миланский центр промышленных исследований CSIL, специализирующийся на бизнес-аналитике в мебельной индустрии, выпустил очередное годовое резюме — с прогнозами развития мирового рынка на обозримую перспективу.
Лучший эффект от участия в кёльнской мебельной выставке получают те российские экспоненты, которые заявляются на неё загодя.
Askona Life Group запустила розничный проект на самом краю Европы.
Компании, реализующие бизнес-модель «мебель по подписке», пожинают плоды успеха среди миллениалов.