В период c 2006-го по 2010 годы объёмы потребления кухонной мебели в Европе снижались в среднем на 0,6% в год. Тенденции первого полугодия 2011-го, казалось, говорили о начале восстановления сектора, и прогнозы на последующие два года переместились в область положительных значений. Ожидалось, что росту объёмов особенно поспособствуют упавшие цены, оптимизация производственных мощностей, произведённая игроками в кризис, а также более агрессивные розничные форматы. Тем не менее вторая половина года вновь была отмечена спадом потребительской активности.
Центр промышленных исследований CSIL Milano приводит статистику за 2011 год для стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию (всего 14 государств). Объёмы фактического потребления кухонь составили здесь 2 млн. шт., из которых около 114 тыс. (6% фактического объёма, или 14% в денежном выражении) были импортированы. Объём импорта превысил экспорт на 100 млн. евро. Примерно 60 лидирующих компаний сектора обеспечивают 40% всего потребительского спроса на кухни в регионе. При этом крупнейшим рынком кухонь, а также страной-производителем кухонной мебели в Центральной и Восточной Европе, по версии CSIL Milano, в 2011 году стала Россия. Второе место — за Польшей.
Анализируя уточнённые статистические данные за 2010 год, эксперты говорят о всё большей концентрации производственных сил на кухонном рынке. Если рассматривать топ-8, топ-20 или топ-40 европейских игроков, то все крупнейшие предприятия, отметившиеся в этих рейтингах, сумели увеличить свою рыночную долю. Феномен концентрации особенно характерен для северных государств, где два-три производителя могут обеспечивать половину всего национального рынка. В то же время такие страны, как Франция, Испания и Италия, демонстрируют большую фрагментированность конкурентной среды.
Фактические объёмы производства кухонь в 17-ти странах ЕС составили в 2010 году 5,6 млн. единиц, денежные — почти 13 млрд. евро (+2% к предыдущему году). Свыше 3,5 млн. из них выпущено 50 лидирующими игроками. Ценовая вилка приводится для примера кухни длиной 3,6 метра с 12-ю фасадными дверцами: от 1–2 тыс. евро в эконом-сегменте до 40–70 тыс. евро в сегменте «хай энд». Уточняется, что продажи дорогих кухонь в 2010 году упали, в то время как сектор «нижний эконом» показал значительный рост объёмов.
Европейские игроки увеличили свою долю с 32% до 36% в общем объёме продаж кухонного сектора. Местные производства играют особенно важную роль в северных государствах. В странах Центральной Европы укреплению позиций кухонщиков способствует деятельность крупных закупочных союзов, особенно в Германии.
Такие значимые игроки, как HTH, Invita, Ewe, Fournier, Herzog, Veriset, Bulthaup, Boffi торгуют кухонной мебелью исключительно через свои специализированные точки.
Доля контрактных заказов и поставок кухонь в новое жильё по договору с девелопером превышает 10%, а особенно высока в Испании, Голландии, Греции и Великобритании. Наиболее активны на этом канале Howdens Joinery, XEY Corporacion Empresarial, Fagor, Keller. Всеобщий спад объёмов жилищного строительства в последние три года, однако, не способствовал росту контрактных продаж.
Продажи кухонь через магазины DIY обеспечивают примерно 8% рыночного спроса. Особенно хорошо канал работает в странах Западной и Центральной Европы, в лидерах — Великобритания и Ирландия. Среди ключевых игроков — Leroy Merlin, Obi и Brico. А вот жители южных государств континента кухонную мебель в DIY-сетях приобретают значительно реже.
Кухни, выпускаемые небольшими предприятиями и реализуемые напрямую с фабрики, для Европы — редкость. Прямые продажи актуальны для наименее богатых стран, таких как Греция или Португалия. В универмагах кухни продаются ещё реже (впрочем, такое практикуется в Великобритании и Испании). Незначительными для сектора остаются и продажи по каталогам, а также электронная коммерция. Заказы по почте популярны разве что у немцев. Через Интернет кухню иногда заказывают в Великобритании или Скандинавии.
Кухни с фасадами из ЛДСП остаются самой популярной товарной категорией в секторе, хотя её доля постепенно снижается и сегодня составляет около 25%. Доля гарнитуров с фасадами, фанерованными шпоном, оценивается в 18%, за ними следуют термопластичные покрытия (17%) и лак (14%). Доля кухонь с фасадами из натурального дерева — около 12%. Наиболее часто используемые породы древесины для кухонной мебели в Европе — это дуб, орех и каштан. Вишня особенно популярна во Франции и Бельгии. Бук и клён — в Центральной Европе и северных странах.
Фасады в глянцевом исполнении всё шире представлены как в категории термопластиков, так и в более дорогих кухнях из лакированной МДФ. Их доли на рынке выросли, соответственно, на 5 и 3 процентных пункта. Алюминий по-прежнему в тренде, и увеличил своё рыночное присутствие до 6%. Фасады из стекла не демонстрируют никакой динамики, их доля — прежняя, около 3%.
Впрочем, отмечают аналитики, цифры заметно разнятся, если рассматривать «усреднённую» кухню в различных ценовых диапазонах. К примеру, по наиболее дорогой продукции доля лакированных МДФ-фасадов может достигать 60% и более; пропорционально вырастет и присутствие стекла, натурального дерева. С другой стороны, в сегментах «средний» и «эконом» доля кухонь с фасадами из ЛДСП у многих производителей превышает 35%.
По материалам CSIL Milano
29 мая 2012 (№109)
Новая гибридная концепция interzum позволит провести выставку в мае при любых условиях, уверены в Koelnmesse.
На 440 миллионов долларов российские мебельщики экспортировали в 2019 году. Это на 12,6% больше, чем в 2018-м. Но меньше, чем хотелось бы.
Миланский центр промышленных исследований CSIL, специализирующийся на бизнес-аналитике в мебельной индустрии, выпустил очередное годовое резюме — с прогнозами развития мирового рынка на обозримую перспективу.
Лучший эффект от участия в кёльнской мебельной выставке получают те российские экспоненты, которые заявляются на неё загодя.
Askona Life Group запустила розничный проект на самом краю Европы.
Компании, реализующие бизнес-модель «мебель по подписке», пожинают плоды успеха среди миллениалов.