Для остроумного интерьера-трансформера не требуется особых площадей, он поместится и на 15 «квадратах».
Для России предельно компактное жильё — не новость. Малосемейки и гостинки — изобретение архитекторов-социалистов — крепко вошли в советский быт, заняв промежуточную позицию на пути от коммуналки к полноценному жилью.
В постсоветскую эпоху временные квартиры для многих автоматически стали постоянными, и вдобавок было построено ещё несколько сот миллионов квадратных метров малогабаритного жилья.
В начале этого года аналитический центр при правительстве оптимистично подсчитал: на одного гражданина России, в среднем, приходится 24 квадратных метра жилой площади.
В реальности же — как в анекдоте про голубцы: за вычетом «элитки» и частного сектора, имеем никак не больше 50 «квадратов» на семью из трёх человек.
«Развитие идеи мебельных трансформеров при таких жилых габаритах — очевидная неизбежность, — рассуждает Максим Фролов, специалист компании T.REST. — «Уплотненные» коммуналки и «хрущёвки» в своё время вычеркнули из нашей жизни кровати, приучив людей к диванам-книжкам. «Путинки» и «собянинки» вводят в моду шкафы-кровати и шкафы-диваны-кровати».
Притязания клиентов к интерьеру сильно выросли. Просто набить, по советской традиции, комнату мебелью — им мало. Современный собственник квартиры — на какой бы площади он ни обосновался — хочет видеть своё жилье более-менее открытым. А среднестатистический диван с гарантией «съест» половину комнаты. Другую половину «доест» комплект корпусной мебели.
Между тем, специализированный интерьер-трансформер поместится и на 15 метрах — вместе с кухней, душевой, рабочим местом и кроватью.
«В России доступны варианты трансформируемой мебели из-за рубежа, а также отечественные разработки, но и те, и другие для целевой аудитории чаще всего неприемлемы, — сообщает Александр Кудимов, сооснователь дизайн-бюро Ruetemple, модульные трансформеры которого получили признание международных экспертов. — Западные варианты обходятся неоправданно дорого. У мебели российского производства очень хромает дизайн, что для нашего сегмента, к сожалению, критично.
Сквозные технологические отверстия, прикрытые с фасада пластмассовыми «грибками», дешёвые флоки и некачественно обработанная ДСП, наверное, имеют право на существование в определённом ценовом сегменте, однако не может же на них приходиться львиная доля всей трансформируемой мебели».
«Дело в том, что значительный объём рынка трансформеров сегодня остаётся в «тени», — говорит Максим Фролов. — Здесь немало полугаражных производств, немало коммерсантов, решивших, что для успешного бизнеса достаточно контракта с поставщиком на механизмы.
Все мы знаем эту «детскую болезнь», её перенесла на наших глазах и большая отрасль».
В то же время, немногочисленные крупные «белые» компании вполне отдают себе отчёт, сколь важна на старте репутация сообщества в целом.
«Каждый участник рынка сегодня работает с чувством ответственности за имидж трансформеров. Любая неудача отдельной фабрики — это удар по продажам всего профильного сектора. Особенно в условиях конкуренции с импортом», — уверен Борис Погосян, директор компании SMARTI.
«В России приобретение мебели — уже само по себе знаковое мероприятие, — добавляет директор компании Olissys Даниил Титлинов. — А покупатели трансформеров и вовсе идут на сделку как на сложный, рискованный эксперимент. Если первый опыт не оправдает ожиданий покупателя, мы потеряем его надолго или навсегда.
В малогабаритке всё как на ладони, — продолжает г-н Титлинов. — Любой «косяк» бросается в глаза. Но иногда складывается ощущение, что работающие в эконом-сегменте компании видят жильцов мелких квартир как гомогенную группу неудачников. Будто покупатели «компакт-класса» — это усредненные семейные пары без возраста, купившие по бедности «чулан», и теперь выбирающие себе гарнитур подешевле».
«На самом деле размер — далеко не единственный фактор, от которого должен отталкиваться маркетинг, — говорит Дмитрий Чесноков, глава компании T.REST. — Aston Martin Cygnet — не «Ока» и не Daewoo Matiz, хотя малолитражка. Вот и малогабарит малогабариту рознь. Вы удивитесь, сколько людей «ютятся» на 30–35 метрах в сталинках в центре Москвы, имея все возможности купить и роскошные апартаменты на окраине, и полноценный дом за городом».
Язык не повернётся сказать что эти люди, сознательно выбирающие маленькое жильё, не любят свои дома и готовы обставить квартиру по принципу «чем богаты».
«Владельцы маленьких квартир — самая беспокойная и дотошная клиентура, — рассказывает дизайнер Сергей Бахарев, совладелец бюро «Однушечка». — Новосёлы вкладываются в ремонт своей «однушки» по-максимуму — и эмоционально, и финансово. Я всё чаще вижу, что люди сознательно уменьшают сумму первого взноса по ипотеке, откладывая миллион-полтора на ремонт. Покупатели квартир готовы выплачивать лишние проценты банку, лишь бы жить в по-настоящему комфортных условиях. Естественно, они рассчитывают, что детали обстановки, давшейся такой ценой, — материалы отделки, мебель и аксессуары — будут соответствовать их персональным вкусам».
Когда речь заходит о стандартной мебели, ни у кого не возникает вопроса, одинаковые ли интерьеры нужны молодой семье ипотечников и фотографу-путешественнику, «золотой молодёжи» и тихой учительнице. Индустрия стандартной мебели, в общем, давно имеет готовое предложение хотя бы для основных, больших групп потребителей. Покупатель, не стесненный в площадях, так или иначе — пусть с небольшими компромиссами, находит шкафы и диваны по вкусу в любой ценовой категории.
Несколько иначе пока обстоят дела в сегменте трансформируемой мебели.
Товарное предложение здесь недостаточно индивидуально и специфично.
В одинаковых малогабаритках (да хоть в одном подъезде, непосредственно друг над другом!) могут жить и подружки-студентки — с перманентным творческим бардаком и многолюдными вечеринками, и педантичный холостяк-чистюля, пропадающий сутками на престижной работе (домой — переночевать, помыться, и снова в офис).
В небольшие апартаменты перебираются состоявшиеся люди за сорок: родители размениваются с детьми и, наконец, начинают жить в удовольствие на урезанной, зато автономной жилплощади. На свои первые метры заезжают молодожёны…
И тем не менее, целевая аудитория пока не осмыслена до конца даже лидерами сегмента.
«Безусловно, нам следует двигаться в сторону широкой продуктовой диверсификации на рынке «гибкой обстановки», — соглашается Даниил Титлинов. — Однако толстый каталог может позволить себе только опытная и финансово устойчивая компания. Мы же пока в начале пути».
Дополнительная сложность заключается в том, что любой трансформер — это многокомпонентный продукт. Соответственно, его изготовитель должен обладать большим дизайнерским опытом и широкими технологическими компетенциями, разбираться и в мягкой, и в корпусной мебели.
Более того, производителю приходится выступать также в роли декоратора-интерьерщика, ведь в маленькой квартире комплект трансформируемой мебели — это, по сути, и есть интерьер.
Западные мебельные компании, десятилетиями выпускающие трансформеры, предлагают именно комплексные интерьерные ансамбли. Их продукты разработаны с пониманием того, что другой мебели в квартире может вовсе не быть. Решения яркие, гармоничные, не требуют никакой сверхподдержки. У каждой фабрики — свой почерк.
Вместе с мебелью для гостиных, спален и детских выпускаются миниатюрные кухни и ванные комнаты.
Есть надежда, что всё это придёт и в Россию, ведь несмотря на трудности, отечественный рынок трансформеров выглядит позитивно. «Пионеры» отчитываются об успехах, а эксперты предрекают сектору обнадеживающее будущее.
«Мы все видим, что происходит с продажей жилья, — рассуждает Данил Титлинов, прежде отвечавший за фит-аут-проекты в «Энгеокоме». — Сейчас хорошо реализуются только квартиры малой и ультрамалой площади. Средний метраж на первичном рынке в Москве сократился за два года с 47 до 37 «квадратов». С обычной мебелью трудно представить себе комфортную жизнь на такой площади. Два года назад мы вышли на рынок с тремя артикулами, а сегодня у нас их порядка двадцати, и средний чек также растёт».
18 октября 2017 (№162)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.