Интерактивное питание

Еда в моде. На кукинг-блоги сегодня подписаны не только тихие пенсионерки, но и мальчики-хипстеры. На кулинарные мастер-классы ходят с детьми, как на спектакли. Фуд-фестивали и дегустации собирают толпы народа. Теле-повара становятся настоящими звёздами. А про авторов кулинарных книг снимают большое кино.

И, наконец, растущие как грибы после дождя сервисы по доставке «конструкторов еды» подтверждают: готовить ярко хотят нынче даже очень занятые люди, которые прежде предпочитали загрузиться в ресторан и не заморачиваться.

В представлениях о здоровом питании мы сильно продвинулись — стали связывать еду с удовольствием, уделяя одинаковое внимание и вкусу, и пользе, и процессу, и результату. Когда готовка — не кабала и нет необходимости парить-жарить 8 блюд по кругу для большой семьи (а в 21 веке у нас, вроде, уже есть альтернатива), начинаешь замечать, что сами по себе кухонные заботы могут быть развлечением.  Более того, они могут быть коллективным занятием, экспериментом, перформансом и даже поводом для знакомства.

Перед кухней равны все, независимо от пола, возраста и страны проживания. За сковородкой сегодня проходят бурные студенческие вечеринки, на общие ужины собираются фамильные кланы, у плиты делается бизнес. Мы больше не приглашаем гостей к шести вечера, когда «всё как раз будет готово», мы зовём их заранее — готовить вместе.

Если бы интерьерные тренды описывали просто цвета и фасоны, не было бы надобности в той сложной системе прогнозирования, какая выстроена сегодня вокруг мирового мебельного производства. Положа руку на сердце, не нужно знать своего клиента в лицо, чтобы раз в год-два «перекладывать» зелёное на коричневое. Однако покупатель устроен не так просто. Чтобы не лишиться его благосклонности, банальных решений недостаточно. Важно ловить культурные сдвиги — вроде этих кухонных перевоплощений.

Казалось бы, ну что глобально могло поменяться в мебельном дизайне, оттого что миллионы людей по всему миру полюбили готовить? А поменялось, в сущности, всё.

Ещё десять-пятнадцать лет назад «сердцем» любого дома — и в России, и в Европе, и в Штатах — был телевизор. С этим не могли спорить даже снобы-дизайнеры. «Ящику» на откуп отдавали целую комнату (гостей в гостиной принимали изредка, зато телеприёмник и мягкая группа там стояли всегда) и она сразу становилась главной. Если в доме была лишь одна комната, хозяева предпочитали лишить себя полноценного спального места, но купить удобный диван для телепросмотров. Разработчики мебели с готовностью отвечали на этот запрос: диваны были большими, глубокими и частенько имели карманы и широкие деревянные подлокотники — для пульта и чашки кофе.

С недавних пор всё больше людей получают необходимую информацию — адресно и более оперативно — из своих смартфонов. А фильмы качают с «торрентов». По воле интернета, телевизор утратил прежние доминирующие позиции в доме. Но персональный гаджет никого не объединяет. А плите роль коллективнгого девайса вполне по силам. Так кухня вернула себе заглавную роль.

И сразу пали стены: из чисто прагматического помещения кухня превратилась в сцену, в точку сбора, «пионерский костёр», будто выдвинулась в центр жилого пространства и стала — декоративно и функционально — продолжением гостиной. Выглядит современная кухня соответственно: модно, провокационно, элегантно.

Жить открыто

Раз «интерактивное» питание — маркер времени, то и кухонный остров, помогающий развернуть повара лицом в комнату, — настоящий интерьерный мега-тренд.

На острове дизайнеры размещают не просто рабочую, но активную зону приготовления пищи — плиту и раковину. Сами острова выглядят не скучной группой обычных кухонных модулей «на отшибе», а индивидуальным объектом с собственным характером. Сегодня остров — доминанта всего гостино-кухонного пространства.

Вынесенные на авансцену и неизбежно привлекающие внимание, эти конструкции оказываются чуть ли не главным полем дизайн-экспериментов.

«Задняя» сторона острова обычно выглядит продолжением кухонного гарнитура, а «лицо» перекликается по стилю с мебелью в жилой зоне.

Один из ярких «островных» проектов — кухня Y, разработанная немцем Михаэлем Хильгерсом. Модель завоевала премию Iconic 2017.

«Я долго думал, как наиболее элегантно разместить все элементы активной зоны готовки на одном острове, — делится автор, — и в конечном счёте пришёл к выводу, что столешницу придётся «расщепить». Так возникла концепция Y-образной кухни».

Дизайнерский «игрек», хоть и выглядит революционно, в целом просто развивает логику классического острова: раз уж этот предмет мебели должен служить общению, то пусть вокруг него поместится побольше народу.

«Независимо от того, где вы установите Y-модуль — в современной городской квартире или респектабельном загородном доме, он сделает из кухни настоящую коммуникационную площадку», — гордится Михаэль Хильгерс.

Предусматривается несколько способов размещения острова: независимое, у стены, а также положение, при котором игрек-сегмент торчит из основного кухонного ряда.

Отдельного внимания заслуживает буфет Creativo, также входящий в комплект Y. Язык не поворачивается назвать этот предмет «посудным шкафом»: его минималистская форма ассоциируется исключительно с мебелью для гостиной.

Вместе с тем, всё чаще мы видим кухни, где остров или сам по себе выглядит эдаким верстаком со встроенными конфорками и мойкой, или обзаводится модной колченогой «надставкой» со стороны гостиной.

Такие острова-мутанты — наглядный символ половинчатой роли зоны готовки в современной квартире: то ли это столовая, то ли варочный блок.

Итальянская студия Tipic разработала для Offmat инновационный кухонный остров Tulèr, оснащённый смарт-столешницей с датчиками движения.

«Первой идеей, двинувшей всю концепцию, была интерактивная мойка с подъёмным механизмом. Нас захватила мысль разработать потайную раковину, дно которой в неактивном состоянии составляло бы единую плоскость с рабочей зоной, а в активном — опускалось, формируя полноценную чашу», — объясняет Томазо Кора, совладелец Tipic.

В процессе работы проект оброс дополнительными «фишками». В столешницу из кварцевого камня внедрили комплект датчиков, позволяющих не только управлять мойкой, но и включать-выключать воду, менять её напор и температуру, используя одни жесты. Рядом разместились встроенные весы, точка беспроводной зарядки для смартфона и четыре индукционные конфорки.

«Управляясь с Tulèr, вы ничего не трогаете, только машете руками над столом, как волшебник: это очень гигиенично и очень естественно. А главное, это высокая технология, притягательная сама по себе», — говорит дизайнер.

По мнению разработчиков, они нащупали образ кухни завтрашнего дня. «К сожалению, большинство брендов сегодня не готовы вкладывать деньги в риск исследовать что-то новое, — продолжает Томазо Кора. — Мы же своим проектом хотим подтолкнуть отрасль, хотим показать коллегам, как много футуристических решений доступны к производству уже сейчас. И что, пожалуй, самое главное — идеи, которые мы предлагаем, не выглядят противоестественно, они все умещаются в рамках традиционного взаимодействия человека и кухонного пространства, просто делают это взаимодействие чуть веселее».

Next125 — премиальный бренд концерна Schuller — предлагает широкий спектр контемпорари-кухонь и всего одну обеденную группу, исполненную в модном сегодня стиле эко-примитивизма.

Но самый звёздный продукт компании — остров-интегратор тех самых кухонь с той самой обеденной группой.

Строгие напольные короба и трогательный деревенский стол, срощенные между собой, выглядят новаторски. А сама идея обеденного стола со встроенной варочной панелью обещает всегда горячие блюда: весь путь от плиты до тарелки — через стол.

В одном флаконе

Компактные кухонные боксы всегда считались полуобщежицким-полуофисным бюджетным вариантом. Эдакая маргинальная ниша, которую индустриальные кухонщики обходили своим вниманием. В итоге, производством «компакта» занимались или небольшие компании, или вообще офисники. Мини-кухни оставались не слишком красивыми и скупо оснащёнными. Конечно, были и экспериментальные дизайнерские проекты, но дальше мелкосерийки эти опыты не шли.

В последние два-три года концепция мобильной кухни стала проникать в коллекции крупнейших кухонных брендов. Причём закрывающаяся мини-рабочая зона рассматривается уже не только как самостоятельный объект, но и как элемент большой кухни. Воткнутые в шкаф плита и раковина вполне могут быть дополнены просторным островом, вместительной колонной, тотальной встройкой во всю стену и обычным рядом модулей. Другими словами, дизайнеры используют модные pop up кухни и как способ экономии пространства в небольших помещениях, и как дополнительную возможность разнообразить архитектуру линейных кухонных композиций там, где с площадью всё в порядке.

Мини-кухни признаны мировым дизайнерским сообществом официально: в сентябре 2016 года Kitchen 29 от SieMatic получила German Design Awards в номинации «Золотой дизайн». Причём это была единственная номинация именитого бренда в этой категории.

«Интернациональное жюри оценило наше решение создать отдельно стоящий универсальный модуль, — комментирует победу Ульрих Сикманн, глава SieMatic. — На самом деле, Kitchen 29 — это возвращение компании к её наследию. Именно классические кухонные буфеты составляли славу нашего производства сто лет назад. Характерный силуэт, изящные тонкие ножки и премиальные материалы обеспечивают элегантный вневременной дизайн и уникальный характер Kitchen 29. А главное, эта экстраординарная мини-кухня, тем не менее, прекрасно комбинируется практически с любой современной моделью SieMatic», — заключает господин Сикманн.

Ещё один проект компактной кухни, получивший широкое призниние, — кухня-невидимка Pia от хорватской компании dizz Concept.

Названная авторитетным порталом archiproducts одной из ярчайших новинок 2016 года, линейка Pia уже в январе 2017-го пополнилась двумя свежими моделями.

«Наша складная кухня отражает абсолютно новый подход к созданию жизненного пространства для одиночек, молодых пар, студентов и пожилых людей. Мы не просто предлагаем замену полноценной кухне. Pia объединяет две зоны: вмонтированный в одну из распашных дверей экран позволяет установить кухонный модуль напротив дивана и таким образом сэкономить ещё и пространство в гостиной», — поясняют авторы проекта.

Как ни странно, вместе с люксовыми и авторскими мини-кухнями, появились и подчёркнуто спартанские анти-дизайнерские проекты.

Их авторы возвращаются к первоисточнику — бюджетной «времянке». И доводят идею до абсолюта. Как пример: новинка «Суннерста» от IKEA и ретро-концепт от Naber.

Питаться и проектировать разнообразно

Вместе с границами между жилой зоной, кухней и кабинетом стираются и различия между мебелью для этих пространств. «Корпус» в мокрой зоне так же подвешивают над полом, как и настенные тумбы в гостиной. Появляются короба совершенно жилых размеров — высотой в тридцать-сорок сантиметров и шириной от восьмидесяти. Преобразились даже топы: рабочие поверхности истончились до предельного изящества.

Но главное, дизайнеры-кухонщики используют все, ставшие для жилых пространств трендовыми, материалы: мрамор, сланец, металл, бетон, ржавчину, стекло.

Например, концерн Alno, в каталоге которого есть кухни с фасадами из листовой керамики, стали, каменного шпона, шпона древесины и пластика, продвигает ещё и коллекцию INOX, полностью изготовленную из стали.

Пусть металлические модули-короба по своему внутреннему устройству больше похожи на шкафчики-локеры из фильмов про американских школьников, но снаружи они выглядят на удивление стильно. Приятный бонус — магнитный «фартук», на который без проблем навешивается фирменная система полок и аксессуаров. Впрочем, главные достоинства ALNOINOX, как не трудно догадаться, в простоте ухода и долговечности. Фасады, покрытые порошковой краской, имеют подтверждённый «антивандальный статус».

Совсем другой подход — у элитной Boffi. Итальянская компания заказала всемирно известному Пьеро Лиссони коллекцию кухонь, которая бы отвечала философии бренда. В основу линейки Code были положены самые выразительные и люксовые материалы.

«Boffi_Сode объединяет в себе уникальный дизайн, уникальное сырьё и уникальные ремесленные навыки итальянских мастеров, — комментируют в компании. — Конечно, наши кухни — в первую очередь, история о том, как высока «добавленная стоимость» работы настоящего мастера. Но и материалы имеют колоссальное значение. Для производства линейки кухонь Code мы выбираем изумительный мрамор. А древесину специально заказываем в Восточной Европе».

Фасады кухонь выполнены из «ископаемого» дуба, который ищут по озёрам и болотам. Пролежав в воде не одно столетие, древесина приобретает совершенно особенный рисунок.

«Такое дерево отличается характерным цветовым градиентом — от тёмно-коричневого до почти чёрного в зависимости от возраста дерева, — объясняет Пьеро Лиссони. — Добиться подобного эффекта нарочно, к сожалению, нельзя. Единственный путь для нас — использовать то, что веками готовила природа».

Утончённые и изысканные кухни Genius Loci от Valcucine обещают обязательный в дорогом сегменте простор для кастомизации.

Кухни доступны в нескольких «финишах»: фасады могут быть отделаны матовым и глянцевым стеклом нескольких оттенков.

Главную гордость дизайнеров составляют ручки-накладки узких ящиков под столешницей: акцентная лента обходит кухню по всей длине, покрывается трендовыми материалами — медью, сланцем, наборной мраморной мозаикой.

«Чёрный цвет и тёмная палитра в сочетании с явным упором на монохромность — преобладающий тренд в оформлении кухонных интерьеров, — говорит Клаудия Кюхен, руководитель отдела дизайна и маркетинга Schattdecor. — Цветовой спектр от тёмно-серого до тёмно-шоколадного излучает спокойствие, непринуждённость и уверенность. А благодаря различным градациям и оттенкам чёрного интерьер не выглядит бесцветным.

В комбинации с медовыми древесными тонами или благородными коричневыми оттенками дуба и ореха чёрные интерьеры выглядят разнообразно. Умеренно используются тёмные оттенки стали, включая модный сегодня цвет gun metal. Получается живой интерьер, который смотрится благородно и одновременно уютно. Поверхности — в основном, матовые или структурные, имитирующие естественные. Различные градации и нюансы чёрного выглядят сбалансированно и стильно».

Тренд на разнообразие коснулся не только фасадов, но и рабочих поверхностей.

Ежегодно на рынке появляются всё новые марки искусственного камня. Новейшие акриловые столешницы не реагируют на внешние «раздражители»: ни на жар, ни на бытовую химию. И естественные красители им тоже не страшны.

Тем не менее, креаторы ищут дополнительные возможности. Сталь, латунь, стекло и другие декоративные виды мебельного сырья выглядят сегодня не менее востребованными, чем практичные композиты. А различные види камня — от сланца до мрамора —и вовсе на пике популярности.

Кухня Natural Skin от Minnacciolo со всех сторон «обтянута» только натуральными материалами. Жёсткий каркас шкафов составляет металлическая сварная рама, сверху «скелет» обвешан струганными щитами древесины. Столешница — из металла. Тёмным фасадам соответствует фешенебельный золотистый топ. А к дереву попроще («тело» шкафов имеет два варианта исполнения) дизайнеры прикладывают верхушку без изысков: «индустриальные» дубовые шкафчики венчает светлая столешница из полированной стали.

We fade to grey

Серая гамма — от «голубиного пера» до практически чёрного «графита» — пожалуй, универсальное решение на сегодня. И, несмотря на то, что монохромная палитра, казалось бы, — совершенная классика для кухонной мебели, многие решения, предлагаемые дизайнерами для серо-чёрной гаммы, выглядят абсолютно экспериментально.

Креаторы не боятся даже перечернить: стройные ряды грифельно-серых бархатистых фасадов выстраиваются вдоль угольных стен, оживляемые только проступающей полутенью чёрной же лицевой фурнитуры.

Vipp Kitchen — датская компания, начинавшая в сороковые годы с производства педальных баков для отходов. Теперь эти баки — икона дизайна и выставляются в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а сама компания Vipp внедняет культовую «мусорную» эстетику в производство кухонь.

«Кухня, которая не хуже вашей «мусорки» — гласит фирменный слоган. И действительно, элегантный, стилизованный под рабочее место профессионального повара total black-проект ни в чём не уступает по стилю «малым формам» от Vipp.

«Мы спросили себя: что важно для настоящего шеф-повара? Важен удобный захват ручек шкафов, чтобы иметь лёгкий доступ к продуктам и столовым приборам. Важны высокие ножки — для облегчения уборки. И, конечно, просторная рабочая поверхность из полированной стали, устойчивая к жару и царапинам. Значит, и наши клиенты оценят функциональность новинки».

Винсент Ван Дейзон — креативный директор Molteni&Co/Dada в прошлом году разработал новую линейку кухонь VVD. Сознательно выбрав монохромную гамму, дизайнер сделал ставку на сочетание открытых и глухих объёмов, на игру зернистой структуры серого камня и матового бархата чёрных фасадов.

Несмотря на безоговорочную, казалось бы, победу элегантной гаммы, каталоги ведущих кухонных брендов пополняются-таки цветными новинками. Правда, и здесь выбор дизайнеров явно тяготеет к приглушённой, природной колористике. Терракота, «потухший» зеленый, умбра, немного «тунца» — вот всё, на что могут рассчитывать приверженцы цветных кухонь.

Главная колористическая новость от Leicht — право компании на эксклюзивное использование авторской палитры Les Couleurs от великого Ле Корбюзье. На три года в распоряжении немецкого бренда — 15 землистых, серых и мятно-зелёных оттенков, некогда разработанных гением конструктивизма для своей мебели.

 
читайте также 07 апреля 2020 «Коронованные» тренды

«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.


06 августа 2019 Indoor как новый outdoor

Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.


22 апреля 2019 Мяу, кис ми

Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?


29 марта 2019 God, save the Queen

«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».


24 октября 2018 Единство противоположностей

В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»


18 октября 2018 Lamarty: корпоративная этника

Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.

Номер вышел в свет