Интерьерная мода вступила в эпоху очередного кожаного бума. Подтверждением тому служит резко возросшее число «кожаных» стендов на всех ведущих европейских выставках нынешнего года. И корпусники, и диванщики демонстрируют изобилие эффектных решений — традиционных и авангардистских.
Натуральная кожа как элемент декора сохраняет за собой особый, неподвластный времени статус. Однако сегодня она — в особом фаворе. Кожа вышла на позиции остромодного мегаматериала, и тому есть объяснения.
С одной стороны, в свете крепнущей экологической тенденции кожаная обивка и отделка — стопроцентно идеологически выдержанный приём.
Кожа — натуральный продукт, она «дышит», приспосабливается к температурным перепадам и со временем становится лишь совершеннее. С другой стороны, в глазах потребителя кожа — синоним устойчивых традиций, непоколебимости и надёжности жизненного уклада. В нестабильном и травматичном мире человек всё чаще рассматривает собственный дом как островок личной безопасности. А что может гарантировать уют и покой лучше, чем кожаное кресло или кожаный диван?
Кожа имеет и ещё одно волшебное свойство — она обеспечивает её обладателю ощущение солидного статуса в обществе. Вещи из кожи — своего рода фетиш, без пяти минут недвижимость, эквивалент уверенности в завтрашнем дне.
Культовые мебельные марки, имеющие в своём арсенале штучный, узнаваемый с первого взгляда продукт, предпочитают «переодевать» его в строгом соответствии с требованиями моды. В пору всеобщего кожаного поветрия именитые компании поспешили принарядить свои испытанные модели именно в «кожанки».
Так, компания Edra предложила в этом году кожаную интерпретацию своего знаменитого дивана Flap со множеством откидывающихся спинок-лепестков. Ослепительно яркий (в недавнем прошлом) «диван-цветок» стал более маскулинным, обрёл благодаря кожаной обивке суровые «буйволиные» черты. Оставаясь узнаваемой, вещь вписалась в новый тренд.
B&B Italia для дивана Bend предусмотрела жёлто-горчичную кожаную обивку.
Фабрика Baxter, которая славится филигранной работой с кожей, отличилась особенно, придумав вязаный чехол из кожаных нитей для «звёздного» фирменного кресла Housse.
Когда тотальное переодевание противоречит общему эстетическому замыслу, возможны деликатные кожаные добавки.
Модным пространство делают комбинации материалов. На пике востребованности — кожа в ансамбле с деревом, стеклом, металлом.
Нет пределов выразительным сочетаниям кожи и текстиля, кожи и крупной трикотажной вязки, наконец, кожи и кожи, — от сдержанных и элегантных комбинаций двух цветов или текстур до фантазийного пэчворка, когда мебельная обивка собирается из кожаных кусков разных колера, размера, формы и фактуры.
На мебель строгих и чётких форм ложатся толстые, часто глянцевые, кожи. На бесформенные «тюфяки» — если не замша, то матовые, тяготеющие к замше фактуры.
Отыгрываются практически все возможные комбинации, — естественно, в зависимости от тех форм и пропорций, которые продиктованы модой.
«Плетёнки» заслужили особое внимание мебельных дизайнеров. Многочисленные варианты плетения используются как для обивки каркасов, так и для мягких деталей мебели.
Трендовая палитра кож ориентируется на натуральные, близкие к естественно-природным тонам.
Цвета земли, оттенки коричневого, молочно-сливочные, смягчённо-зелёные либо голубые — всё ближе к природе. Но без ярких акцентов тоже никуда. Модные нтенсивно-красный, лимонно-жёлтый, зеленовато-бирюзовый наполняют свежей энергетикой приглушённый экофон.
В тренде — игра мягких матовых и отражающих поверхностей, гладких и рельефных фактур. Кожа, словно повинуясь, предстаёт в самых разных ипостасях: лакированная, матовая, с эффектом состаренности, под мрамор и бронзу. Неустанно обновляются имитации крокодила и прочие визуально и тактильно богатые тиснёные структуры.
Винтажная мебель в стиле 50-х, подтянутая и дисциплинированная, как банковский клерк, предпочитает скромные гладкие кожаные обивки.
Диваны-скамейки, столь актуальные и растиражированные сегодня, умягчаются кожаными подушками, словно заранее продавленными и просиженными.
«Развязные», как будто лишённые позвоночника, чехловые кожаные диваны, кресла и пуфы экипируются с непринуждённой небрежностью, какую могут позволить себе только истинные аристократы духа и вкуса. Кожаная обивка в стилистике арт-повери (нарочитое и очень недешёвое в исполнении «искусство бедных») допускает бесчисленные складки, замины, заломы и впадины. Формы тяготеют к бесформию, торжествует изыск недоделанности, совершенство несовершенства.
У современной кожаной обивки отдельного внимания заслуживают швы: часто они выведены наружу и используются как существенный стилистический компонент. Край может остаться необработанным, а может быть подчёркнут петельным швом, круглым, переводным, джинсовым, козликом, козликом-крестиком, машинным. Во всём этом просматривается всё та же «дорогая бедность», успешно отвоевавшая себе нишу в одежде.
Кожаная обивка отвоёвывает себе всё новые квадратные метры в интерьерном пространстве. Сегодня это уже не только привычные диваны и кресла, но и столешницы, и комоды, и фасады шкафов, не говоря о мелких дополнениях — например, зеркальных рамах, деталях светильников и даже подсвечниках.
В недрах любой тенденции, как правило, вызревает и её противоположность. Сегодня, в пору развернувшегося экологического бума и потребительского стремления ко всему естественному и натуральному, параллельно развивается альтернативная идеология. Истинно экологическое сознание выражается в стремлении не использовать, а, наоборот, сберегать земную природу, защищать, охранять и любить всяческую живность.
Просвещённое вегетарианство исповедуют многие мебельные дизайнеры, сознательно используя в своих разработках только искусственные аналоги натуральной кожи. К тому же после недавнего стремительного сокращения поголовья скота натуральная кожа стала ещё более дорогостоящим материалом, что также стимулирует рост спроса на кожу искусственную.
Наука не стоит на месте, сырьевая база для «синтеза» искусственных кож неуклонно расширяется. Современные полимеры открывают практически безграничные возможности при создании новых высокотехнологичных продуктов, и мебельное производство — одна из приоритетных сфер, находящаяся в фокусе внимания разработчиков.
Если на заре производства искусственных мебельных кож они по многим статьям уступали своим «животным» прототипам, то сегодня об этих материалах сложно говорить только как о «заменителях». Теперь это полноценные, обладающие часто совершенно уникальными характеристиками покрытия. Лучшие представители искусственных кож пропускают воздух и водяные пары; они тёплые на ощупь; износо— и морозостойкие, гигроскопичные, гипоаллергенные; не выделяют вредных веществ; имеют хорошую органолептику. Словом, искусственные кожи с полным правом могут занять почётное место на трендовом пьедестале по соседству с кожами натуральными.
29 мая 2011 (№99)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.