Ни одна уважающая себя текстильная выставка, будь она со стажем или только-только о себе заявившая, не обходится без трендов. Куда же без них? И где те ориентиры, на которые надо равняться, ну или хотя бы иметь в виду?
Тренды, обозначенные на текстильной выставке MOOD-2009 (Брюссель), комментирует Наталья Маркова («Союз-М»).
Название выставки MOOD новое, а традиции — старые. В большинстве своём обозначенные тренды не привнесли ничего нового, лишь подтвердили ранее обозначенные тенденции, переиначив их на новый лад, подтверждая годами проверенную истину, что новое — это хорошо забытое старое. Правда, у нас не совсем забытое старое, а, так сказать, что-то муссируемое в течение последних полутора лет. Так, например, тренд Ayni — очередной промоушен экологичности, столь естественной для Европы и столь плохо приживающейся у нас; Englishness — любимый английский стиль, зазвучавший на Heimtextil-2009 в январе, набравший в мае силу в Черноббио на Proposte, здесь выведен в отдельную тему. Reputation Garage и, конечно же, Velocity kills the Cat — «MOOD-ответ» кризису. То, что захватывает мир, не может не отразиться на творчестве, так что данные тренды — герои нашего времени.
Слоган тренда — Velocity kills the Cat. То есть, скорость «убивает кошку». Ну а если совсем по-русски — «кто успел, тот и съел». Всё изменяется в мгновение ока: пенсионный фонд может обанкротиться, планета может раскалиться до предела, грипп может обернуться пандемией. Бизнес — тоже склонен меняться: временной отрезок пребывания товаров сегодняшнего дня на рынке намного короче, чем раньше, и очень много заинтересованных, стремящихся к прорыву дизайнеров соревнуются за шанс «взломать» индустрию. Это говорит о том, что один из мегатрендов сегодняшнего времени — «ускорение».
Но может ли это означать, что скорость нагоняет, накрывает нас самих? Всё большее и большее количество людей подсознательно стремятся притормозить, снизить темп жизни. Кто-то из них даже и не заботится о безработице. Вместо этого они наслаждаются свободным времяпрепровождением и называют это «весёлой, шутливой занятостью» (согласитесь, подобрать адекватный русский аналог — пока довольно сложно. Ну разве что «дурака валять»?). Впрочем, солидные и деловые люди находят это весьма неуместным расточительством в эпоху кризиса. Они аннулируют вечеринки и сокращают персонал. И всё же… Есть подозрение, что всё это делается исключительно для шоу — show must go on: кто ещё, кроме них, покупает куртки за три с половиной тысячи фунтов стерлингов или джинсы за полторы тысячи на сайте онлайн-магазина модной одежды для экономных Net-a-porter? Гламурный журнал Tatler называет их NPS, расшифровывается как «новая искусственная бедность». Они тратят деньги, как никогда ренее, но… они этого не демонстрируют.
Velocity kills the Cat задаёт вопросы сегодняшней доминирующей тенденции «ускорения всего и вся» и предоставляет ответы в качестве трёх возможных сценариев развития будущего, в которых выделены отдельные места для роскоши, ремесленных товаров, экологии и щедрости, которой отведена главная роль. (Ну чем не манифест, отражающий сегодняшнюю реальность? Злободневно, с издёвкой и главной мыслью о том, что хочешь жить — умей вертеться.)
Что это такое — ayni? Не опечатка ли? Возможно, имеется в виду народ айнов, живущий на севере Хоккайдо, Курильских островах и Сахалине, а может быть, — искажённое any. Тренд Ayni несёт в себе концепцию, корни которой произрастают из старой андской культуры (горы Анды): доминанта этой культуры, основные принципы и вообще стиль жизни базируются на взаимности, обоюдности, единстве с окружающей средой. Возьмите такие понятия, как медлительность, чистота и признание из мира, в котором мы с вами живём, и вы получите центрирующие направления тренда Ayni. Это также является аргументом для переориентирования существующих учений и выработки нового взгляда на такие понятия, как хорошее самочувствие, интуиция и опыт. Прекрасный пример, который мог бы это всё иллюстрировать, можно найти на Филиппинах: тамошний национальный костюм сделан из ананасового волокна. Недавно растение было заново открыто для текстильного сектора с прекрасными экологическими и эстетическими показателями. На ананасе примеры не заканчиваются…
Наиболее красивые цвета и цветовые комбинации, по мнению создателей трендов, представлены в тренде Ayni: по их мнению, фаворитами являются «Венецианская роза», «Мягкий ментол», «Земляные холмы».
(Из серии «назад, к природе», и если вы ещё не с нами, то вы явно не современный продвинутый человек, который делает всё возможное, чтобы спасти мир, в котором живёт. Фишка прокатывает только тогда, когда духовно сознание настолько велико, что потребительство и желание жить в роскоши отходят на второй план, если говорить о генеральной идее. А если двигаться по поверхности, то данный тренд является продолжением мысли, прозвучавшей в Velocity kills the Cat, о так называемом экономичном потреблении предметов роскоши в большом количестве. Экологичность и единство с природой, — штука отнюдь не дешёвая в конечном продукте и доступна, увы, не всем, поэтому распространение идеи «давайте жить в гармонии с миром» слегка притянуто за уши.)
Ну очень английская чопорность! Удивительно, но факт: молодое поколение — намного большие консерваторы, нежели люди зрелые — вот почему классическое английское общество ставит штамп стиля на колониальном периоде, являющемся неисчерпаемым источником вдохновения для них. Самобытность выражения присутствует повсюду. Вновь сейчас обретающее популярность, наслаждение прекрасными произведениями искусства — это роскошь, в срочном перепрочтении которой мы очень нуждаемся. Цвета, отражающие данный тренд, сочны и богаты, но при этом очень гармоничны. «Охра» и «Королевский пекан» стоят отдельного внимания.
(Промоушен тренда Luxury в одновременно сдержанно-чопорной и ненавязчиво элегантной подаче английского стиля, с налётом «денди». В очередной раз предлагается заново открыть для себя роскошь, не кричащую, а, так сказать, комильфо. Опять же даёт о себе знать кризис, когда общество вновь чётко очерчивает ранее размытые границы и возвращает обладателям класса premium не только исконно их привилегии, но и характеристики, отличающие их от остальных.)
Что такое «репутация гаража»? Давайте-ка вкратце вспомним. Всё началось со Стива Джобса и его друга Стива Возняка, которые именно в гараже «родили» cвой легендарный Apple.
Молодые дизайнеры привыкли демонстрировать в гаражах и прочих «маргинальных» помещениях наиболее продвинутые, смелые идеи, отвергнутые сегодняшним днём. Зачастую эти молодые художники принадлежат к социологической группе, именующей себя slash/slash поколение. Они работают на нескольких работах одновременно — и дизайнеры, и владельцы бара, и редакторы. Их маленькие компании очень гибки и немного анархичны. Они креативят вне ограничений, следуя исключительно интуиции. Их главный внутренний импульс — быть свободным, не зарабатывая денег. Альянс-комбинация из только что начинающего работать дизайнера и опытного продюсера сегодня не нова, но их путь мышления и взаимодействия очень быстро нащупывает под собой почву. Среди внедрённых ими детских цветов особенно привлекает цвет «Мимоза».
(Опять же возвращаемся к основному манифесту заявленных трендов Velocity kills the Cat. Молодые дизайнеры-художники, плывущие против стеротипов сегодняшнего дня, пропагандирующие свободу и анархичность мышления, выставляющиеся в гаражах или подвалах, а то и заброшенных лофтах были и есть всегда. Непризнанные гении свободы и инакомыслия вчера, сегодня, а скорее — завтра маститые гении со всеми регалиями и достигнутыми, наконец, возможностями и деньгами. Они, которые так упорно отвергались в молодые годы, и которых так же катастрофически не хватало тогда же — отнюдь не новая песня о главном. Свобода кружит умы, но для того, чтобы пробиться, нужно крутиться. Опять же весьма распространенная позиция не в самые стабильные в экономическом аспекте времена. Яркие цвета, заявленные трендом, также вполне объяснимы: нет хороших новостей — нарисуй мир в ярких красках вокруг себя, и тогда,
29 октября 2009 (№83)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.