Лица итальянских бизнесменов, которые привезли свою мебель на российский показ i Saloni c 7-го по 10 октября, выражали гораздо большую озабоченность, чем год назад. Тогда наступивший кризис, по их единодушному мнению, был только на руку итальянскому импорту. Все они ждали повторения истории 1998-го года, когда большинство итальянских фабрик сделали рекордно высокие продажи в России.
Рекорд, мягко говоря, побить не удалось: с середины прошлого года динамика экспорта итальянской продукции деревообработки и мебели в Россию не идёт в сравнение с показателями прошлых лет. В целом за 2008-й объёмы выросли всего на 2% (хотя за период с января по май 2008-го динамика составляла +35,4%). Стоит отметить, что с этим небольшим ростом российский мебельный рынок остался одним из немногих, где в 2008 году итальянцы отметили положительную динамику своего экспорта.
Показатели за январь-апрель 2009-го — уже в отрицательном выражении. Поставки итальянской мебели и продуктов деревообработки в Россию сократились на 28,2%, причём это хуже совокупного показателя по мебельному экспорту из Италии (минус 22%). В денежном выражении за указанный период итальянцы реализовали в России изделий на 235,46 млн. евро (продукты переработки древесины и мебель, не включая мебельные аксессуары и комплектующие), из которых на мебель приходится 187,92 млн. евро. Ещё большее падение в десятке важнейших импортёров мебели из Италии — только у Испании, Великобритании и США.
И всё-таки нужно отдать должное итальянцам: несмотря на безрадостную статистику, они не унывают. На этот раз число участников i Saloni в Москве сократилось более чем на сотню (около 360 экспонентов против прошлогодних 500). Но вместе с тем занимаемые ими площади в выставочном центре «Крокус Экспо» выросли в полтора раза — с 21 тыс. до 32 тыс. «квадратов».
— Кризис, безусловно, негативно сказался на покупательной способности населения, — говорит Карло Гульельми, президент выставочной компании Cosmit. — Тем не менее, согласно мнению наших аналитиков, рост благосостояния среднего класса в России должен возобновиться уже в 2010 году, когда потребление выйдет на докризисный уровень. На протяжении последних десяти лет итальянские компании активно инвестировали в продвижение на российском рынке. И сегодня сдаваться не собираются.
По мнению организаторов i Saloni, экономический кризис не должен затормозить развитие среднего класса как во всём мире, так и в России. Согласно оценкам исследовательского центра Confindustria, на которые итальянцы опираются в своих прогнозах, к 2030 году в развитых странах будет насчитываться около 880 млн. человек с годовым доходом на душу населения свыше 30 тыс. долларов. В развивающихся странах — до 902 млн. человек, 17–20 млн. из которых — в России.
Перспектива, быть может, и вдохновляющая, но слишком уж отдалённая.
Проведение 5-й выставки молодых дизайнеров из России и стран СНГ SaloneSatellite WorldWide Moscow вообще-то было под вопросом. 22-го июня Совет директоров Cosmit принял решение отказаться от этого мероприятия на осенней i Saloni в Москве «в связи с неблагоприятной экономической ситуацией и сопутствующими проблемами технического характера». Соответствующее уведомление за подписью Манлио Армеллини, исполнительного директора Cosmit, было разослано всем, кто подал заявки на участие. Письма, которые посыпались после этого от молодых дизайнеров, по всей видимости, мотивировали итальянцев преодолеть любые организационные трудности.
Конкурс состоялся. Тридцать его участников были отобраны из более чем 100 перспективных студентов дизайнерских школ России и бывших советских республик. Под презентацию их проектов организаторы отвели 160 кв. м. А темой работ, как и весной в Милане, объявили благополучие человека и здоровый образ жизни.
Третье место жюри SaloneSatellite WorldWide Moscow присудило россиянке Карине Еганян за систему хранения данных AllInWall (напомним, этот проект, получивший в прошлом году премию red dot design concept, взяла в производство компания Nayada). Второе место — за украинским бюро Dorogaya Design Studio, в котором трудятся Сергей Чеботарёв и Игорь Пинигин. Первое место заняла работа Габриеле Мелдайките из Литвы — кухонные принадлежности для людей с одной рукой. Все трое лауреатов приглашены к участию в миланской SaloneSatellite 2010 грядущей весной.
29 октября 2009 (№83)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.