Михаэль Шмидт получил кандидатскую степень в области промышленного дизайна товаров производственного назначения в Штуттгартской государственной академии искусств и дизайна. Его карьера началалась с работы в отделе новых дизайнерских разработок и концепций Mercedes-Benz, а также с сотрудничества с DesignWorX, где в 1994 году Шмидт создал один из своих первых известных проектов — логотип для марки AUDI.
Почти сразу после этого Михаэль открыл в Штутгарте собственное бюро Code2Design. На сегодня у фирмы несколько авторитетнейших международных наград в области дизайна. Студия — семикратный лауреат премии Red Dot. Среди прочих заслуг: победы на Designpreis, IF design award, Universal Design Award и Design plus. В портфолио Code2Design — проекты, выполненные для таких всемирно известных брендов, как Audi AG, BMW AG, Porsche AG, ACOpassavant, Bayer Material Science, Bürkert Fluid Systems, Columbus Clean, E-Plus/BASE, Falper, FUCHS Metallwerke, Hansgrohe OEM, Haworth, Hettich, HighTech Design Products, Hoesch Design, i-Radium, Keramag/Sanitec Group, Prutscher Labormöbel, Senator/Rou Bill. Кроме прочего, студия продолжает оставаться официальным партнёром Института интегральных схем Фраунгофера.
Одинаково успешно дизайн-бюро Михаэля Шмидта работает во многих областях: с графическим, промышленным дизайном, мебелью, сантехникой и офисами. Отдельное место в деятельности компании занимают эксклюзивные проекты, среди которых была и кухня для стенда Hettich на Кёльнской выставке, целиком выполненная из стекла.
«Дизайн для меня — это не просто процесс создания случайных предметов, мне необходимо полностью понимать конкретный рынок, пожелания будущих потребителей, а также требования, которые выдвигает сам продукт, для того, чтобы придать ему индивидуальность. Таким образом, за каждым предметом дизайна стоит глубокое понимание и вдохновляющая история. И для меня важно донести эту историю до каждого, кто купит спроектированную мною вещь», — говорит Михаэль Шмидт.
Я бы хотел показать, что тренды преображают само понимание сути дизайна. В качестве примера приведу линейку Vascamisura, созданную нами в сотрудничестве с итальянским производителем сантехники Falper. Разрабатывая непохожий на привычные проекты дизайн ванной комнаты, мы в первую очередь фиксировали, как меняются в последние годы функция и содержание этого пространства: из комнаты, где умываются, чистят зубы, принимают душ, ванная всё больше превращается в место для релаксации и отдыха. Вот почему я предложил компании Falper линейку продуктов, прямое назначение которых «сглажено», скрыто за нехарактерными формами. Мебель, возможно, подошла бы больше для гостиной, чем для ванной. Умывальники нивелированы. Чаша ванны и пристроенная к ней кушетка создают абсолютно жилой образ. В настоящее время это самая успешная линейка для ванной у фирмы-производителя.
Интерьерная, да и любая другая мода, рождается не сама по себе. Тренды вырастают из постоянных перемен в самой жизни. Наиболее актуальные процессы, отражающие сегодня состояние общества: мобильность и изменение баланса между работой и личной жизнью, индивидуализация, экологичность в архитектуре и дизайне, глобализация, мегаполисы и новые сообщества, постоянное образование, стремление к уюту, рациональность. Все эти тенденции, взаимодействуя, образуют новый уклад, формируют современные запросы потребителей, на некоторых из которых я хотел бы остановиться чуть более подробно.
В роли одной из самых весомых тенденций выступает рост городов. Число горожан постоянно прибывает. В то же время для урбанистического общества становится актуальным стремление к большей свободе и мобильности, меняются представления об уюте и комфорте. Так, например, отношение к работе, а значит и к рабочему месту, за последние годы претерпело колоссальные изменения.
Наверное, в России, как и в Германии, дети редко делают уроки в своей комнате. У нас они обычно приходят к родителям на кухню, садятся за кухонный стол, тут и занимаются. Родители могут наблюдать, как ребенок работает, а ребенок счастлив быть в компании. Со взрослыми, кстати, всё то же самое. Заботясь об экономии времени, европейцы стихийно переносят свои офисы домой. Но даже дома вам потребуется рабочее место. Часто эта роль отводится обеденному столу: пространство кухни размыкается, она окончательно перестаёт быть «подсобным» помещением и становится полноправной частью жилой зоны. И производителям мебели важно вовремя улавливать, как меняется логика устройства всего дома в целом.
Ещё один тренд, которому мы как дизайнеры и производители мебели придаём огромное значение, — индивидуализация, своего рода эгоизм. Покупатели готовы ревностно и упрямо подбирать «свою» вещь. Они понимают уют как соответствие дома своему образу жизни. Это влечёт рост популярности модульной мебели, подогревает интерес к необычным материалам и выразительным решениям.
Третий тренд, на котром я считаю нужным заострить внимание, — это экологизация, охватившая без преувеличения все значимые стороны жизни. На государственном уровне уделяется большое внимание мониторингам экологической ситуации, снижению выбросов CO2 и развитию альтернативных видов энергии. А ресайклинг, экономия электроэнергии и сортировка мусора теперь — неотъемлемая часть современного европейского быта. В вопросах питания и приготовления еды наметилась тенденция наполнять рацион по возможности экологически чистыми продуктами.
Мебельный дизайн отвечает на вызов «зелёной» моды использованием натуральных, дружелюбных и устойчивых к старению материалов. Такая мебель может служить долго и с годами только прибавляет обаяния. Особенно популярна мебель из массива. Для отделки кухонь и ванных комнат используют натуральный камень и другие природные материалы.
Непосредственно же мебельную моду иллюстрируют четыре тренда, каждому из которых мы дали своё название, и которые слегка меняются год от года.
Стержнем этого тренда является футуристическая эстетика, металлические поверхности и прозрачные детали. Огромную популярность набирает принцип, когда при ограниченном наборе мебельных модулей можно получать совершенно разную геометрию.
Второй тренд мы назвали «креативная энергия». Этот «кричащий» тренд предельно артистичен. Такая мебель часто нарочито тяжеловесна, сделана из необычных, неожиданных, порой спорных материалов и всегда выглядит декоративно и театрально. Предметы интерьера в духе «креативной энергии» балансируют на грани дизайна и чистого искусства, будто к ним приложил руку смелый художник-авангардист.
Следующий тренд — «современная классика» — наверное, самый устойчивый из четырёх. Вероятно, он будет меняться неохотнее других. Сейчас в рамках этого стиля наметилась тенденция придавать предметам предельно реалистичный вид «винтажа в хорошем состоянии».
Несколько лет назад мы стали отмечать у себя в Германии всплеск интереса к старой мебели. Было увлекательно наблюдать, как то, что ещё вчера стоило не дороже 2000 евро, неожиданно подскочило в цене. Бабушкины комоды из 50-х теперь продаются за 8 тысяч и дороже. Эта мебель была сделана по старым технологиям с применением ручного труда. Более того, новые продукты, которые производятся сейчас, выглядят так, будто всегда уже существовали. Фабрики готовы специально тратить силы и деньги для достижения такого «обманного» эффекта. Старую мебель отличает качество, оно же остаётся первым критерием удачной «подделки». Это касается и непосредственно материалов, и самой работы.
«Благородная простота» иллюстрирует смирение человека перед природой. «Зелёный» тренд учит довольствоваться малым, возвращает вкус к естественной жизни, очищенной от «специй» цивилизации. Куда шире привычного используется любое «несентетическое» сырье. В отделке стен и полов, в мебели, в дизайне аксессуаров и светильников появляются камень, массив, глина, бетон, стекло. Причём даже там, где нет самого материала, активно «работает» природная палитра: хлопковый, бетонный, терракотовый и т. д. Натуральность и близость к природе определяют обаяние очень многих современных предметов дизайна. В мягкой мебели с очевидностью прослеживается контраст между обаянием «тёплых» шерстяных поверхностей и простотой формы.
Внимание к мелочам помогает расставить заключительные акценты в интерьере. Это касается и фурнитуры. Всякая мебель требует педантичного подбора ручек, в соответствии со своим модным решением.
29 декабря 2011 (№105)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.