Уходящий выставочный год стал по-своему поворотным для отрасли. Уже весенние выставки показали, как меняются взаимоотношения отечественных мебельщиков с модой.
Тренд-зона «Размышления», организованная ассоциацией тканевиков на «Евроэкспомебели», стала, по убеждению многих, точкой невозврата, важным заявлением, которого давно недоставало рынку. А завершала московскую выставочную сессию «Мебель» в Экспоцентре, и было заведомо ясно, что Красная Пресня — кульминация, лакмус, который покажет, «прорвало» ли российскую мебельную промышленность. Тот настрой, с каким выступят ведущие игроки на этом крупном, подводящем итоги года, салоне, безусловно, повлиял бы на формирование следующих коллекций всех мебельщиков.
Всё, происходившее на выставке, прозрачно указывало, что наша индустрия, похоже, всё-таки подхватила курс на Модную Модернизацию.
Подавляющее число экспонентов, вне зависимости от сегмента, продемонстрировало стремление учавствовать в модной гонке. В той или иной степени тренды нашли отражение в большинстве коллекций. Фабрики включили в экспозиции современные лаконичные модели, на стендах появились ретро-модели из 50-х. Актуальность форм и отделки, похоже, больше не воспринимается как буржуазное излишество. Те, кто не решились пока ввести ультрамодные формы, сделали реверанс в сторону трендсеттеров, применив ультрамодную фурнитуру, ткани и финиш-покрытия. Европейские поставщики плёнок, плит, пластиков и комплектующих с нескрываемой радостью отмечали, что спрос на современные и актуальные разработки пошёл вверх, в то время как заказы на «классику», лидировавшую 15 лет кряду, сокращаются.
Само устройство стендов свидетельствовало о переменах. Все сделали упор на модное. «Плёночники» и «плитники» нашли способ вкусно подать суперактуальную гамму, супермодным цветам и финишам был уделён максимум внимания. На мебельных стендах центральное место занимали по-настоящему модные коллекции. Главным же свидетельством поворота стало то, что и самые амбициозные шоу на выставке прошли под знаком моды и трендов.
Иначе говоря, похоже, на рынке, наконец, укрепился тренд на тренды.
Вподтверждение мы представляем вам фоторепортаж из залов Экспоцентра.
Большинство российских мебельщиков пока набираются энтузиазма, чтобы начать производить уютные ретро-модели из эпохи 50-х. Это всё же, по-видимому, слишком яркая и эмоциональная тенденция, слишком новая и пока чужая. Пионерами на ниве проектирования мебели а ля 50-е выступили «Мекран» и фабрика «8 Марта».
«Грейсленд» — мекрановская мебель из массива с яркими вставками — выглядит так, словно её купили в магазине полвека назад, но так и не пустив в употребление, любовно сдували с неё пылинки и натирали воском.
Очень домашние обивки с цветочными узорами и пейсли преобразили обычные, в целом, модели «Ричард» и «Томас» от «Марты». Деревянные накладки и ножки поддержали образ. И, в общем, поразительно, в каких мимолётных тонкостях раскрывается модный образ.
Гораздо больше доверия у производителей вызывают стилизованные, адаптированные решения с отсылкой к золотой поре дизайна.
Тренд на 60-е талантливо поддержала «Костромамебель». Будто созданный в три перегиба, предельно лаконичный стул «ТОМ» совмещает в себе футуристические и конструктивистские черты и отсылает к культовым моделям дизайнерской четы Имзов. Каждая деталь выглядит простой и упругой. Простёганная плоскость сиденья, переходящего в спинку, сделана из искуственной кожи контрастных цветов. А тонкие трубчатые ножки-скобы блестят хромом.
Другая стилизация «Костромы» — кровать Wave, обитая тканью в «гусиную лапку». Симбиоз благородной шерстяной фактуры и модерновой формы — образ чрезвычайно ёмкий. Как если бы иконы стиля 60-х — изящная Одри Хепбёрн и по-детски угловатая Твигги Лоусон — снялись вместе для обложки Vogue.
Фабрики, сосредоточившие внимание на контемпорари-моделях, тоже продемонстрировали своё желание даже в мелочах не отстать от моды. Компания «Ангстрем» приняла во внимание подавляющее большинство актуальных тенденций. Глухой глянец фасадов «разбивали» тонкостенные кубики полок, под крышкой комода скрывалось пространство для ноутбука, а диван раскинул спинки во все стороны.
Кожаное кресло от Parra — новинка, оно ещё не пущено в серию и как раз проходит «обкатку». Буквально перед самой выставкой дизайнеры компании решили подправить форму: заузить и сгладить спинку. Но в Экспоцентре выставлялась ещё прежняя, некорректированная версия кресла. Бессмысленно воображать, что получится в итоге, пока модель не войдёт на постоянной основе в продуктовую линейку. Как бы то ни было, уже сейчас очевидно, что этот простой, немного «ушастый» объект тяготеет к диванам-пуфам без ножек.
А на стенде «Заречья» внимание привлекала лаконичная изящная модель: упрощённая, осовремененная, но всё же сохранившая слегка уловимые черты средиземноморского стиля.
Комбинации декоров, имитирующих разные породы древесины, сочетания стекла, дерева и глянца — популярный ход.
Минималистичную сдержанную гостиную «Бьюти» от «Ангстрема» делает узнаваемой комбинация светлых глянцевых «гранёных» фасадов с декором «Ясень Шимо». На фабрике «Уфамебель» «Ясень Шимо» соединили уже с оттенком «венге» в модели журнального столика «Шон».
Мода на «упрощёнку» подогревает интерес к богатым, глубоким, выразительным текстурам «живого» дерева. Спрос на фактурные поверхности растёт. Например, многие фабрики оформили свои новые модели остромодными декорами, имитирующими следы грубых поперечных спилов.
Но наивысшие художественные возможности, безусловно, — за натуральными материалами. И серия Konsona от Dünenhalm, и линейка мебели от «Манн-Групп», и Parra, работающая со шпоном, «выезжают», следуя трендам, при минимуме деталей просто за счёт богатства фактуры природного дерева.
Популярные текстильные мотивы почти точь-в-точь повторили модный европейский «джентельменский набор».
Тканей-однотонок на выставке было немного. А те, что были, идеально попадали в актуальную колор-карту: белые, оттенки камня, серые и бежеватые — с одной стороны, и яркие, но благородно-естественные, вроде горчичного, рыжего и синего, — с другой. Внимание цепляли серая «простёганая», будто фланелевая, обивочная ткань, особенно выиграшно выглядевшая рядом с яркими подушками глубоких и ярких ультрамодных оттенков, и однотонные кожи. Отдали должное мебельщики и сложным перетеканиям моноцветов один в другой.
Самая популярная тенденция — шерстяные «костюмные» обивки. Узоры в «гусиную лапку», шотландскую клетку, в «рубчик» и «ёлочку» — непременно попадались на глаза то там, то тут. И, опять же, приходится признать, что одно из самых ярких и выразительных текстильных решений — комбинированные обивки кресел.
Третий тренд, нашедший отражение в текстиле: этника и народные промыслы. Это и килимы, и обивки, и орнаменты на подушках. Да и вязку не обошли вниманием.
Одним из заметных событий ноября было дизайн-шоу ARBEN, проходившее в рамках выставки «Мебель 2011» в московском Центре современного дизайна MOD DESIGN. Феерический праздник организовала компания «Арбен» — знаток и активный игрок рынка мебельных тканей. Двухдневная программа включала показ новой фирменной коллекции от «Арбен», красочное дефиле и презентацию тренд-бука.
Специалисты компании артистично и эмоционально донесли до своих клиентов философию текстильной моды, задействовав при этом всевозможные коммуникационные средства.
Анастасия Беликова и Валентина Муржикнели, менеджеры по новым разработкам, демонстрируя трендовые текстильные новинки, раскрывали их эмоциональную природу, целостные образы, заложенные в каждой коллекции, подробно рассказывали о потребительских и технических характеристиках тканей.
Кульминацией дизайн-шоу стало дефиле. Сшитые из арбеновских полотен сложные архитектурные платья от молодых дизайнеров Театра MOD показали, что мебельные ткани могут выглядеть на подиуме даже эффектнее «человеческих». Модельеры нашли по-настоящему красивые решения, обыгрывающие фактурные, пластические и орнаментальные особенности мебельного текстиля.
— Дизайн-шоу — логичное завершение истории, начатой тренд-зоной «Размышления», — говорит Эльмира Шабаева, руководитель службы маркетинга компании «Арбен Текстиль». — Но если в мае мы говорили о дизайне с точки зрения тенденций и направлений, то сейчас — об этих же тенденциях, но уже с точки зрения цвета, колористики.
Трендсеттер — отнюдь не создатель тренда, он всего лишь улавливает тенденцию и облекает её в удобную форму, актуализирует моду на рынке. То, чем он занимается, — это подача, понятная, яркая, пронзительная.
И мы готовы и дальше целенаправленно работать именно в этой области: адаптировать тренды, создавать контекст, помогающий считывать образы. Именно поэтому на презентации в Центре MOD мы предложили формат, вобравший в себя всё то, что мы считаем на сегодняшний момент важным: новый продукт и новую подачу. Нам хотелось представить ткань, встроенную в какое-то более масштабное, многослойное восприятие. И на это работали три составляющие: оформление, семинары, проводимые сотрудниками компании и ведущими дизайнерами, и дефиле.
Оформление создавало дополнительный визуальный ряд, помогало соединить цвет, ткань и готовый продукт. Мы добились того, что главная идея считывалась сразу, стоило только войти в зал.
В семинарах и презентациях мы были заинтересованы не меньше, чем наши клиенты: когда мы говорим даже о чём-то хорошо знакомом, но более системно, это вызывает доверие.
А дефиле — способ показать, насколько тесно наши мебельные ткани связаны с модой. То, что они в разных формах могут выглядеть актуально и уместно, как раз и подтвердило дефиле. Оно дало возможность по-другому взглянуть на эти ткани. И именно поэтому стало самой яркой и интересной частью нашей презентации.
29 декабря 2011 (№105)
«Мебельный бизнес» провёл перекличку актуальных тенденций.
Взаимопроникновение интерьера и экстерьера в жилой среде — мегатренд с далеко идущими последствиями.
Персонификация всё сильнее сказывается на всех сферах мебельного производства. Дизайнеры выделяют всё более экзотические потребительские группы — лишь бы выстрелить покупателю в самое сердце. А что способно растрогать больше, чем проявление заботы о тех, кто нам дорог?
«Богемская рапсодия» подтвердила многомиллионные кассовые сборы четырьмя «Оскарами».
В новых декорах коллекции Kronodesign отражена концепция «Гармония контрастов»
Известная плитная марка одной из первых на российском рынке ответила на возвращение в дизайн-дискурс африканской темы.