В играх света мир постоянно рождается заново.
Сиюминутные изменения формируют действительность, меняя восприятие.
От освещения зависят наши ощущения и настроения.
Управление светом — важное и полезное умение, которое приобретает особенное значение при работе с интерьером. Свет разделяет пространство, расставляет акценты и, в конечном счёте, заставляет интерьер сложиться. «Выставлять свет» — остромодная увлекательная игра, которой заняты все мэтры мирового дизайна: «Дело давно не ограничивается банальным зонированием и следованием скупой схеме «верхний-средний-нижний свет», — утверждают они.
Теперь число лампочек в доме зависит не от норм освещённости, а от свободного замысла креатора, тем более что современные холодные и экономичные LED-технологии окончательно раскрепостили авторскую фантазию.
Освещение как фактор, поддерживающий концепцию дизайна интерьера, выступает мощнейшим оружием в руках мебельного дизайнера. Одна и та же модель, если она освещена по-разному, может преображаться до неузнаваемости. Фактуры проявляются совершенно необыкновенным образом, как только попадают в луч света. Простой незаметный светодиод способен создать в рамках одной отдельно взятой книжной полки настоящий театр света и теней!
Хотя эксперты от мира интерьерной моды уверяют, будто сегодня актуально сохранять баланс между технологичностью, комфортом и простотой, умы дизайнеров не перестаёт будоражить вопрос: куда ещё можно применить достижения постиндустриальной эпохи.
В трендовых разработках нашли воплощение самые смелые футуристические идеи 60-х. Играя с интенсивностью, динамикой и тоном подсветки, дизайнеры воплощают поп-арт в объёме.
Современные OLED-технологии позволяют интегрировать светодиоды куда угодно, например, закатать их в бумагу. Этим воспользовались сёстры — дизайнеры Катерина и Мария Ящук, живущие и работающие в Лондоне. Они предлагают неожиданное решение для отделки стен: дополнить печатный рисунок световыми точками. Такие обои создают многомерные сложные визуальные эффекты.
Недалёк тот день, когда обои сами по себе станут полноценным источником света в доме.
Признанный авторитет в создании мебели и аксессуаров с подсветкой — итальянская марка Slide, работающая с Каримом Рашидом, Паолой Навоне, Джулио Каппелини и многими другими известными дизайнерами. Все предметы интерьера и мебель фабрики производятся из полиэтилена ротационного формования и начинены LED-источниками света.
Технологии и идеи Slide стали в последние годы «патриархальной классикой» для пластиковой мебели, однако фабрика не останавливается на достигнутом и в тандеме с художниками ежегодно пополняет ассортимент. В этом году на выставке i Saloni ажиотаж вызвали пуфы-капли.
Бесформенные светящиеся пуфы появились и у Alberto Brogliato. Кроме светодиодов они наполнены разноцветными шарами, из-за этого на белой матовой поверхности бегают цветные солнечные зайчики.
Устойчивые к влиянию окружающей среды, кресла и шезлонги из полиэтилена позиционируются авторами, в основном, как садовая мебель и в комплекте с «водоплавающими» лампами для бассейна формируют новый тренд: outdoor. Жилые помещения растворяются в ландшафте, хозяйские спальни выходят прямиком в сад, а в городских квартирах стираются границы между комнатами и «зелёными» балконами. Жизнь на пленэре, как в доме становится нормой.
Гранёное кресло-лампа Hedronics sparking от дизайнера Даниэля Дендра (Bauhaus), созданное для российской марки NAYADA и победившее на последней выставке АрхМосква в номинации Next, минималистично по форме. Выполненное из цельного перфорированного листа металла, оно выглядит подчёркнуто холодным хайтечным предметом интерьера. Но, наполняясь светом, преображается, становясь воздушным, будто собранным из одних световых пучков. Светотени на полу, стенах и потолке завершают образ.
Вечноголодные до экспериментов, дизайнеры стремятся «вживлять» свет повсюду (теоретически освещать нам путь теперь может что угодно — дверная ручка или цветочный горшок). Но это вовсе не означает, что они утратили интерес к традиционным комнатным светильникам. Интерьерная мода, развитие технологий и дизайнерские хулиганства меняют привычный облик люстры, но, как и положено, она остаётся примой в интерьере.
Эко-стиль занял крепкие позиции. Использование натуральных материалов теперь — свидетельство хорошего вкуса. Производители постоянно придумывают, как ещё можно применить модные кожу, дерево и шерсть.
Кроме того, при производстве светильников, как и в мебельной промышленности, становится нормой применение перерабатываемых материалов и энергосберегающих технологий.
Тренд диктует не только сырьё, но и форму. Мода на экологичность заставляет производителей учиться у природы. Мэтры соревнуются в подражании флоре и фауне. Так появляются торшеры-деревья, лампы-гнёзда и люстры-осьминоги.
Собранный из грубых брусков подвес Woods от ArturoAlvarez наглядно демонстрирует, как красива может быть фактура необработанного дерева. Комбинируя несколько пород древесины, играя со светом, дизайнеры подчёркивают обаяние несовершенств материала.
Кроме того, Woods состоит из модулей, число которых можно варьировать в зависимости от размера помещения.
Участники рижской дизайнерской группы Mammalampa объявляют войну негуманному производству. Функциональные предметы рождаются по прихоти потребителей, технология — царь и бог, признают они, но в технократичном «пластиковом» мире мы так тоскуем по красоте живой фактуры.
Призывая наслаждаться миром в естественном свете, нонкомформисты из Mammalampa находят экстрвагантное применение хорошо знакомым нам природным материалам.
Ангус Хатчесон нашёл нетривиальный материал для напольного светильника Earth cloud. Абажур лампы состоит из шёлковых коконов, плотно нанизанных на тонкую проволоку.
Французы Blue Nature спроектировали лампы-берёзки Volskar Lamp, остроумно обыграв очевидное сходство традиционной формы торшера с деревом.
Несмотря на победное шествие эко-стиля и винтажа, актуальным остаётся унитарный технологичный дизайн.
В моде глянцевые металлизованные покрытия, идеальные фактуры.
Отдельное место отводится лампам-каплям. Такая форма при абсолютном минимуме деталей (строго говоря, это «лампа на ножке») символизирует чистый свет — ничего лишнего.
Хай-течная мода активно эксплуатирует идею светильников «как из бумаги».
Простые металлические абажуры-колпаки сдержанных форм как дань уважения золотому десятилетию дизайна минувшего столетия появились в коллекциях почти всех фабрик.
Модель Caravaggio, пожалуй, один из самых авторитетных примеров современного «колпака». Простота решения, чистота линий и изысканность пропорций сделали лампу бестселлером и символом элегантности.
Этой весной дизайнер Сесиль Манц выпустила редизайн своего культового светильника, выкрасив плафон серой матовой краской. Caravaggio Matt, по замыслу автора, объединяет женственность обводов с маскулинностью «бетонного» финиша.
Нынче модно подвешивать в хаотичном порядке и на разной высоте сразу несколько строгих плафонов.
Такое световое «облако» организовали на своём стенде в Милане дизайнеры Lumini, собрав в одном месте несколько десятков ламп Bossa, Mini Bossa, Bossinha и Super Bossa.
При этом на подиуме не было, в сущности, больше ничего. Чёрный пол и чёрные стены послужили отличным фоном для композиции.
Тема трансформаций, вдохновляющая дизайнеров-интерьерщиков на эксперименты, нашла своё отражение и в светильниках. Правда, здесь к ней прибавилась значительная доля дизайнерского юмора.
Лампы в интерьере меняются местами. Настольная может с лёгкостью стать торшером, если её без изменения пропорций увеличить в восемь раз. На роль нижнего освещения сгодится и абажур потолочного светильника.
На самом деле, здесь мы говорим о том же тренде, что и в «облачном» освещении: производители предлагают использовать в интерьере сразу всю коллекцию световых приборов, чтобы светильники на потолке, на стенах, на полу и стеллажах отличались только размером и цветом.
Остроумное решение не просто выглядит концептуально, но и помогает избежать стилевой перегруженности, размещая по-модному много аксессуаров.
Европейская торговля уже давно использует возможности освещения в своих целях. Чётко осознавая, как свет меняет восприятие и как безжалостно обходятся с мебельными фактурами обычные «магазинные» люминесцентные лампы, западные шоп-дизайнеры создают для каждой экспозиции свою программу света.
Всякий интерьер, а значит и всякая мебель — требуют своей лампы. И дело не в том, что рядом с резной кроватью «положено» непременно ставить торшер с абажуром, увешанным по периметру шёлковыми кистями. Речь, в первую очередь, идёт о том, что классический, например, интерьер не терпит холодного света, а стилю хай-тек вполне подойдёт флуоресцентное освещение. Если в центре торговой экспозиции кровать — свет, скорее всего, должен быть интимным, а на «кухонном» подиуме рабочие поверхности лучше, наоборот, максимально ярко осветить.
По сути, это простая и логичная мысль: показывать покупателю завершённый образ. Продавать ему не продукт, а настроение, атмосферу. И недооценивать роль света — неоправданная роскошь. Когда в моде глянцевые и структурные поверхности, свет просто не может оставаться в тени. Освещение раскрывает потенциал сложных фактур. Глянец остаётся глянцем, пока по поверхности бегут лучи, в темноте он «умирает». Грубая древесина наполняется волшебной притягательностью, когда в низинах её природного рельефа застревают тени, контрастируя с освещёнными гребнями. С модным 3D и вовсе всё понятно. Демонстрировать мебель в выгодном свете — задача, безусловно, благодарная, потому что свет — универсальный скульптор, дизайнер, психолог и эффективный промоутер мебельной продукции.
29 августа 2011 (№101)
Больше, чем просто маркетплейс.
Новаторский формат бренд-зоны PROSON удобен покупателям и выгоден ритейлерам.
«Кроношпан» переформатирует российский рынок бумаги-основы.
В2С продажи выросли в 2022 году на 37%, в сегменте В2В выручка увеличилась на 68%.
Как будет работать РЕХАУ после передачи бизнеса в локальное управление.
Новый имидж и новый концепт: «горячие» новости от брянского мебельного бренда.