4 декабря на 52-м году жизни от сердечного приступа умер генеральный директор компании «Слотекс» Евгений Александрович Осипов. До 20-летия фирмы, которая стала делом всей его жизни, он не дожил всего несколько дней.
В первых числах декабря я была на предприятии, встречалась с Евгением Александровичем, с его женой и соратницей Светланой, с сыном Вадимом, заместителем генерального директора «Слотекса». Поездка была связана с подготовкой материала о компании, речь шла не столько об истории фирмы, сколько о её сегодняшнем и завтрашнем дне — у Евгения Александровича были большие планы, которые теперь предстоит осуществить его семье и коллективу, который он создал и вырастил.
Фирменный интернет-сайт «Слотекса» открывается известной цитатой Альберта Эйнштейна: «Если поначалу идея не кажется абсурдной, она ничего не стоит». Та же цитата встречает посетителей и в холле компании. Значит, для хозяев это не пустой звук, не ради красного словца. Видимо, парадокс гениального физика точно совпал с их собственным мироощущением — настолько точно, что стал девизом крупного семейного предприятия.
Скорей всего, так и есть. Надо признать, что многие ключевые решения, обозначившие целые этапы в развитии «Слотекса», поначалу выглядели если не абсурдными, то уж, во всяком случае, не очевидными для окружающих.
С чего начинается бизнес? Для супружеской пары Осиповых он начался с решимости самостоятельно строить своё дело, не опираясь на директивы «планирующих организаций». Едва в 1989 году вышел закон, позволивший создавать малые предприятия, молодой специалист Евгений Осипов решил взяться за реализацию идеи: на базе убыточного транспортного цеха — организовать малое торговое предприятие. Осторожные коллеги с недоумением смотрели на молодого человека, который носился по кабинетам, выбивая многочисленные разрешения и согласования. Впрочем, нужные бумаги подписывали с лёгкостью: ну хочет чего-то, пусть попробует, каково это не по учебникам, а мы посмотрим. Потом это недоумение будет сопровождать его всю жизнь: и когда брал заваленный мусором участок в аренду («На кой ляд тебе эта помойка?!»), и когда затевал производство влагостойких столешниц («С ума сошёл — дорогой продукт никто не купит!»), и когда первый в России решил заняться производством инновационного продукта — пластика CPL («Даже я не верила, что уже скоро у нас в коллекции будет 160 декоров», — говорит Светлана).
Между тем, идея о производстве CPL в России поначалу выглядела достаточно абсурдной. Во всяком случае, специалисты солидной итальянской фирмы Abet Laminati, которых Осипов настойчиво агитировал заняться совместным производством — технология ведь очень перспективная, спрос на этот материал быстро растёт, — не решились на организацию совместного предприятия с проверенным торговым партнёром.
— Потом представители Abet Laminati приезжали к нам на завод, предлагали своё участие в проекте. Но было уже поздно, — рассказывал Евгений Александрович. — Мы уже нашли средства и стали выпускать такие пластики самостоятельно. А на сегодняшний день у Abet Laminati есть собственное производство CPL в Европе.
Способность быстро принимать решения, почувствовав тренд, — эта черта всегда отличала основателя «Слотекса».
— Думаю, этому Женю научило страстное увлечение виндсёрфингом, — говорит Светлана Осипова. — В парусном спорте так важно чувствовать ветер и мгновенно реагировать на все изменения в окружающей обстановке.
Далеко не все парусные навыки Осипов перенёс в свою бизнес-практику. В частности, никогда не стремился оседлать волну и как на санках катиться с её гребня. В «парусе» это называется режимом сёрфинга. В бизнесе многие только и мечтают покрепче ухватить за хвост птицу удачи. В «Слотексе» же режимом сёрфинга никогда не злоупотребляли.
Например, их самый первый продукт — антикоррозийная защита для автомобилей — оказался на редкость удачным. Так называемые локера (полимерные «подкрылки») изготавливали на самодельных и бэушных станках, но крепкие знания, полученные в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета, позволили молодым предпринимателям держать качество на вполне приличном уровне. В результате актуальный товар расходился на ура. Казалось бы, пожинай плоды и радуйся. А Осиповы, что называется, на пике успеха ушли с рынка. Забросили «подкрылки» и взялись за производство более сложного продукта — теплоизоляционных сэндвич-панелей для промышленного строительства. Тогда это решение казалось абсурдным, ведь от добра добра не ищут. Сегодня очевидно, что оно было абсолютно естественным и логичным: ведь молодое и во многом ещё «самодельное» производство пока не могло надёжно конкурировать по поводу цены и себестоимости, поэтому опереться можно было только на инновации. Разумеется, жизнь это подтвердила. Вскоре все кому не лень, теснясь, штамповали защитные подкрылки, а «Слотекс» опять предлагал покупателям новый актуальный продукт. В стране как грибы после дождя росли торговые киоски и ангары, и лучшим конструкционным материалом для их строительства оказались сэндвич-панели. Нарасхват пошли бы любые, но в «Слотексе» сразу взяли курс на качество.
— Для внешних слоев «сэндвича» мы стали использовать импортный металл с качественным порошковым покрытием, — говорит Светлана Евгеньевна. — Это обходилось дороже, зато не было коррозии. Несколько месяцев бились над разработкой замка для надёжного соединения панелей. До сегодняшнего дня наш замок признан одним из лучших.
Многие торговые и промышленные объекты в Санкт-Петербурге и во многих других городах России построены из сэндвич-панелей от «Слотекса». Это направление по сей день остаётся в компании одним из основных. Впрочем, давно уже — одним из.
В 1998 году «Слотекс» в числе первых открыл в России производство кухонных столешниц по технологии постформинг. И опять упор был сделан на высокое качество. Для изготовления столешниц была выбрана австрийская влагостойкая ДСП с низким содержанием формальдегида. Кроме того, в качестве компенсирующего слоя используется специальный пластик, предохраняющий плитную основу от проникновения влаги с обратной стороны столешницы и тем самым исключающий выделение формальдегида и появление плесени.
С открытием производства мебельных комплектующих встал вопрос о поставщике пластиков. И, конечно же, выбрали производителя №1— итальянскую фирму Abet Laminati. Как итальянцы встретили потенциальных партнёров из России — отдельная история. Тогда у европейцев было принято считать, что отправка грузов в Россию равнозначна их потере. Преодолели и это, стали не просто крупным клиентом, а официальным дистрибутором Abet Laminati в России.
А потом, в 2000 году, возникла та самая «безумная» идея организовать собственное производство пластика CPL, которого в нашей стране никто никогда не производил. Оборудование, опять же, взяли лучшее — немецкой фирмы Hymmen: именно её линиями в мире оснащено 90% предприятий, производящих пластики методом непрерывного прессования. Сырьё и по сей день закупается у немецких производителей — лидеров в своём деле. О качестве получаемой продукции говорит уже тот факт, что практически все клиенты «Слотекса», прежде пользовавшиеся зарубежными пластиками, перешли на CPL санкт-петербургского производства. Что касается масштабов производства, сегодня «Слотекс» занимает примерно 70% росийского рынка пластиков CPL (с учётом импорта).
«Наша компания вовлечена в международную сеть исследовательской и инновационной деятельности, что помогает нам постоянно совершенствовать производимые нами продукты, улучшая их качественные характеристики, а также разрабатывать и выпускать на рынок инновационные продукты».
Так звучит один из корпоративных принципов компании, официально утверждённый и подтверждённый на практике. Об этом свидетельствуют и ассортимент, и коллекция патентов.
— Наша стратегия — производство не массовых, а нишевых продуктов, — говорит Светлана Осипова. — Мы стремимся представить на рынок материалы и комплектующие, отличные от тех, что предлагают другие компании. Сегодня в нашем ассортименте есть и 3D-пластики, и трудногорючие, и пластики CPL с эффектом высокого глянца.
О последних стоит сказать особо. До разработки этого запатентованного «Слотексом» продукта считалось аксиомой, что на пластиках непрерывного способа производства получить глянцевую поверхность невозможно.
— Об этом даже в учебниках написано: невозможно, и точка! В этом меня убеждали студенты Академии архитектуры и строительства в Швейцарии, проходившие практику на нашем питерском предприятии. Пришлось продемонстрировать образцы, иначе бы так и не поверили.
Среди новинок последнего времени ламинатин — тонкий декоративный материал на основе специальных термореактивных смол, предназначенный для облицовки дверных полотен, мебельных фасадов, дверного и мебельного погонажа, филёнчатых вставок.
А ещё плиты LFB. Этот облицованный с двух сторон тонким декоративным пластиком материал позволяет мебельщикам активнее «поиграть» декорами, представив в выгодном цвете не только фасады, но и внутренность шкафа.
Одно из главных отличий успешных компаний — способность выходить победителем из любых ситуаций, сохраняя стабильность и устойчивость бизнеса.
— За каждый кризис, а мы их пережили по меньшей мере три, «Слотекс» прирастал вдвое, — рассказывал мне во время недавней выставки ZOW в Москве Евгений Осипов.
— Позвольте! — Не поверила я. — А как же 20-процентное снижение объёмов производства на «Слотексе»? Или у меня неверная информация?
Это замечание ничуть не смутило генеральный директора.
— Я не говорю о двукратном приросте во время кризиса. Но в результате кризиса — это точно. Хотите подробностей — приезжайте к нам в Питер.
Теперь я понимаю, что он имел в виду. Именно 2009 год стал для «Слотекса» чрезвычайно плодотворным с точки зрения наращивания потенциала. Самым крупным проектом явился монтаж и ввод в действие новой прессовой линии высокого давления. Благодаря ей предприятие получило возможность выпускать пластики HPL, соответствующие самым жёстким требованиям мировых стандартов как по физико-механическим характеристикам, так и по декоративным свойствам поверхности (высокий глянец, более чёткий рельеф фактуры, глубокое тиснение). Появилась также возможность изготавливать самонесущие пластики толщиной до 15 мм.
В мае 2009 года на российско-германском предприятии «Ханс Шмид Декор», соучредителем которого выступает «Слотекс», была запущена вторая, самая современная в России линия по производству декоративных меламиновых плёнок. Кризис и безукоризненная репутация «Слотекса» позволили приобрести оборудование, даже не прибегая к банковским кредитам — итальянская фирма Toccio предоставила покупателю кредитную линию на три года.
В числе приобретений, также совершённых «Слотексом» во время кризиса, — линия по производству мебельных деталей и третья линия по производству пластика CPL, на которой будут выпускать кромочный материал и проводить тестовую отработку новых технологий и новых продуктов.
Но самая главная покупка — участок площадью около 5 га, расположенный в 20 км от арендуемой сейчас «Слотексом» промышленной площадки. В докризисные времена такое приобретение оказалось бы не только не по карману — скорее всего, землю даже не выставили бы на продажу. Всего же за 2009–2010 годы «Слотекс» инвестировал в новые проекты более 303 млн. рублей.
— Кризис — это благо для тех российских производителей, у которых есть нормальное представление о том, как действовать на рынке, — резюмировал Евгений Александрович. — Когда государство перестаёт оказывать помощь компаниям, ориентированным на госказну, меняется весь рыночный ландшафт. Выигрывают те, кто и раньше на эту помощь не очень-то рассчитывал, ориентируясь на клиентов и партнёров по бизнесу. Этой стратегии придерживаемся и мы.
В последнюю нашу встречу, перед самым моим отъездом из Санкт-Петербурга, мы говорили о том, что журналистские штампы типа «ведущий российский производитель» или «лидер отечественного рынка» постепенно утрачивают свою актуальность и вскоре выйдут из употребления или приобретут иной смысл — «производитель мирового уровня российского происхождения». Потому что уже нельзя оставаться местным лидером, хоть в чём-то не соответствуя мировым стандартам.
— Никогда ни одну компанию не будут уважать европейцы, если она не выходит со своей продукцией на их рынок, — убеждал меня Евгений Александрович. — Не так важно, сколько ты там продаёшь, но ты должен там присутствовать. В противном случае, что бы ты ни производил, останешься местечковой фирмой, отношение к которой — соответствующее.
В первый раз за рубежом «Слотекс» представил свою продукцию в 2005 году на выставке ZOW в Шанхае. В результате питерскую марку, помимо зарубежных мебельщиков, открыли для себя и некоторые российские. Евгений Александрович так прокомментировал этот феномен: «Участие компании в зарубежных выставках меняет отношение к ней не только иностранных партнёров, но и наших отечественных».
Меняет оно менталитет и самих участников, заставляя по-новому оценить и свой бизнес, и возможности, которые предоставляет мировой рынок.
— Несколько контрактов мы просто потеряли, потому что оказались не готовы к тем требованиям, которые нам предъявляли, — говорит Осипов-младший, Вадим. — К примеру, огромнейшая компания по производству дверей в Болгарии была готова закупать наш ламинатин. Мы могли бы поставлять его в рулонах, но потенциальному клиенту требовалась нарезка на определённую длину. И всё — контракт сорвался. У нас нужного оборудования в то время не было, мы его приобрели уже после выставки. Болгары хотели брать у нас примерно миллион квадратных метров в месяц! Мы даже опешили, просто представить себе не могли, что запрос будет в таком объёме. Но, оказывается, глобальный рынок другими масштабами уже не мыслит.
Несмотря на сложности, которые таят в себе поставки за рубеж, компания не только не отказалась от амбициозных экспортных планов, но и уверенно претворяет их в жизнь.
Сегодня 11–15% продукции «Слотекс» отправляется на внешний рынок, в том числе в европейские страны, и даже в экзотические для нас, например, в ЮАР.
— У нас есть заказчики в Германии, которые предпочитают наш материал итальянскому и немецкому, — отмечает Вадим Осипов. — Эти компании делают мебель самого высокого класса, работают на элитном рынке Европы и представляют свои коллекции на самых престижных мировых мебельных шоу. Почему они выбирают наши продукты? Мы готовы работать более гибко, чем западные коллеги, выполняя требования наших клиентов. Только на последней выставке в Москве у меня было как минимум десять контактов с зарубежными закупщиками. Сейчас прорабатываем возможности поставок продукции для некоторых из этих фирм.
На мой вопрос, не пугает ли его вступление в ВТО и, как следствие, приход на наш рынок конкурентов, которые до сих пор на нём не были представлены или представлены в более скромных объёмах, Евгений Александрович ответил не задумываясь. Вернее, ответил, как человек, всё обдумавший заранее:
— Не пугает. Они пойдут к нам, а мы к ним. Наш продукт не только не уступает европейским аналогам, но по некоторым параметрам и превосходит их. Мне понравилось последнее заявление президента, который сказал, что готов оказывать поддержку, включая и снижение налогового бремени, тем предприятиям, которые стремятся выйти на внешний рынок со своими товарами. Мы планируем вывод достаточно большого числа продуктов на экспорт и надеемся, что это позволит нам обрести дополнительную финансовую устойчивость.
Осуществлять планы Евгения Александровича теперь предстоит его жене — Светлане Евгеньевне, и сыну — Вадиму Евгеньевичу. Которому, кстати, сейчас примерно столько же лет, сколько было его отцу, когда тот начинал своё дело.
29 декабря 2010 (№95)
Больше, чем просто маркетплейс.
Новаторский формат бренд-зоны PROSON удобен покупателям и выгоден ритейлерам.
«Кроношпан» переформатирует российский рынок бумаги-основы.
В2С продажи выросли в 2022 году на 37%, в сегменте В2В выручка увеличилась на 68%.
Как будет работать РЕХАУ после передачи бизнеса в локальное управление.
Новый имидж и новый концепт: «горячие» новости от брянского мебельного бренда.