Дефицит древесных плит возник неожиданно и практически всех застал врасплох.
Обычно спрос на плиты начинает расти ближе к осени, но в этом году заметное оживление на плитном рынке началось ещё в июне. В августе ведущие заводы были уже полностью загружены и не справлялись с заказами.
— Мы распродали все остатки, которые скопились за кризисный период, — говорит Владимир Воронов, директор компании «Увадрев». — Сейчас с завода уходит горячая плита. Продажи опережают производство. Такого у нас никогда не было, в том числе до кризиса. За 10 месяцев выпустили 152 тысяч 657 кубометров плиты, это больше, чем когда-либо раньше. За год при проектной мощности наших линий 110 тысяч кубометров, произведём 185 тысяч.
— В октябре мы побили все рекорды, существенно превысив проектную мощность, — информирует Дмитрий Лобанов, директор по продажам компании «Флайдерер».
— В начале года спрос на плиты был слабый, но уже в марте мы начали перекрывать показатели 2009 года, — сообщает Илья Волков, специалист по маркетингу и рекламе компании «Кроношпан». — В мае-июне выпустили ДСП на 64 процента больше, чем в тех же месяцах 2009-го, а средняя прибавка по полугодию к предыдущему году составила 40 процентов. Если сравнивать с докризисным 2008-м, объёмы производства ДСП увеличились на 20 процентов.
— В прошлом году у нас наблюдался всплеск продаж мебели, но на ламинированные плиты спрос намного снизился, — говорит Валентина Палкина, производственный директор ВКДП. — А на данный момент наравне с повышением спроса на мебель выросли продажи и ЛДСП. В октябре плитное производство работало в четыре смены, и выпуск продукции достиг объёмов докризисного периода. Из 560 тысяч квадратных метров ЛДСП, которые производит комбинат, около 400 тысяч идёт сейчас на собственные нужды: у нас резко увеличились продажи мебели, особенно детской, и производственные мощности не позволяют выполнить все заказы нашего Торгового дома «ТриЯ».
О том, что спрос на плиты превышает предложение, говорят руководители «Русского ламината», Сыктывкарского фанерного завода и многих других плитных предприятий. Подтверждают это и дистрибуторы.
— К ноябрю Гагаринский фанерный завод вышел на мощность 32 тысячи кубометров ДСП в месяц, — рассказывает Константин Нечай, коммерческий директор «Ламинат-Плюс», саратовской компании-дилера СФЗ и ГФЗ. — Для рынка — существенная прибавка, но даже при том, что завод новый и, казалось бы, клиентская база полностью не наработана, я знаю, что некоторым предприятиям, желающим приобрести плиту ГФЗ, на заводе вынуждены отказывать.
— С плитами МДФ просто катастрофа, — добавляет Дмитрий Фельдман, руководитель направления продаж ДСП компании «Еврогрупп», закупающей плиты у трёх поставщиков — «Кроношпана», «Кроностара», «Флайдерера». — Заводы практически не дают нам плиты МДФ. Не хватает и древесно-стружечных плит, особенно в Уральском и Сибирском регионах.
Допустим, ни для кого не секрет, почему сложилась столь тяжёлая ситуация с плитами МДФ. Традиционно осенью растёт спрос на ламинированные полы. Поскольку выпускать их более выгодно, заказы мебельщиков в это время выполняются в последнюю очередь, а о широком ассортименте уже и говорить не приходится. В этом году ситуация особенно обострилась. После кризиса на строительном рынке началось оживление, к тому же в России появились новые производители ламинированных покрытий для пола, которым потребовались тонкие плиты МДФ. Сыграли свою роль и другие факторы. К примеру, не так давно крупнейший производитель плит МДФ компания «Кроношпан» обновила и значительно расширила коллекцию декоров для напольных покрытий, что в свою очередь вызвало увеличение спроса на её продукцию.
Вырос и экспорт плит МДФ — нехватка этого материала ощущается и в Западной Европе, не говоря уж об СНГ. При этом отправлять этот дефицитный товар за рубеж выгоднее, чем продавать его на внутреннем рынке. Между тем, мощностей по производству плит МДФ в стране явно не хватает. Вот красноречивое тому подтверждение: даже во время кризиса объёмы выпуска этих материалов сократились всего на 100 тысяч кубометров, при том что производство ДСП из-за снижения спроса упало на 1 млн. кубометров.
Далеко не столь очевидны причины нехватки ДСП. Многие участники рынка сегодня теряются в догадках, пытаясь найти достаточно убедительные объяснения возникшего дефицита.
— Почти все мебельщики признают, что взрывного спроса на их продукцию нет, а плиту требуют, — констатирует Дмитрий Лобанов.
Действительно, если смотреть на официальную статистику, плит должно хватать. Производство мебели выросло не более, чем производство плит. Но это — если судить по официальным данным. Эксперты же рисуют несколько иную картину.
— Наибольший рост потребления мы отмечаем у мелких производителей, которые ни в каких статистических отчётах не фигурируют, — делится своими наблюдениями Владимир Денисов, директор по сбыту ООО «шаттдекор». — За период кризиса они не очень пострадали. Если крупные потеряли 30–40 процентов объёмов, то мелкие, по нашим оценкам, где-то процентов десять. А при нынешнем увеличении общего спроса на 30 процентов, они прибавили не меньше, чем «официальные» мебельные фабрики. Трудно сказать, какую часть рынка сейчас занимают гаражники, но, судя по тому, насколько увеличились у нас продажи массовых декоров, которые мелкие фирмы как раз и приобретают, можно предположить, что их доля на рынке значительно выросла. Кроме того, серьёзное давление на рынок оказывает отложенный спрос. Во время кризиса мебельщики не столько производили продукцию, сколько старались избавиться от складских запасов. Так же действовали и их дилеры. Но нельзя работать с розницей, не имея достаточно широкого ассортимента на складе. Поэтому сейчас, при подъёме спроса на мебель, идёт заполнение складов. Что касается нашего производства, у нас полностью загружены все три печатных и пропиточных канала. При этом по сравнению с 2008 годом мощности выросли на треть.
— Многие плитные предприятия не ожидали столь резкого роста продаж и оказались просто не готовы к такому ажиотажному спросу, — говорит Дмитрий Леонгардт, генеральный директор челябинской торговой компании СП «Квадрат». — И сейчас им очень сложно сразу нарастить объёмы отгрузок, тем более что подводят поставщики сырья, плёнок. Те заводы, которые запустились в 2008 году, ещё не вышли на проектную мощность. Сложно стало с транспортировкой. Весной железнодорожники сильно подняли цены на грузовые перевозки, автотранспорта не хватает, подорожало дизельное топливо. Сейчас, в преддверии новогодних праздников, проблема с доставкой грузов ещё больше обострилась. Всё это сказывается и на ассортименте, и на стоимости плитной продукции. Так, если прошлой осенью у нас весь ассортимент был в наличии, то сегодня он начинает проседать. И это при том, что к сезону мы готовились, и у нас были достаточно приличные складские запасы.
Впервые за пять лет, что я работаю с Сыктывкарским фанерным заводом, предприятие в сезон подняло цены. Правда, меньше, чем многие другие плитники. Но, судя по всему, у производителей плит сегодня просто нет другого выхода: удерживать стоимость продукции на прежнем уровне при всеобщем удорожании на всё и вся очень сложно. При этом, чем старее оборудование у заводов, чем меньше объёмы выпуска и выше зависимость от поставщиков, тем труднее обеспечить и стабильность производства, и конкурентоспособность продукции.
В том, что плитные предприятия оказались не готовы к резкому росту спроса, есть, однако, немалая доля вины и самих мебельщиков.
— Ещё в мае была полная неясность: мебельщики не могли сказать нам, сколько плиты им понадобится в сезон, — говорит Марина Никитина, специалист по маркетингу ТК «Русский Ламинат». — На все наши вопросы они отвечали: не знаем, как сложится ситуация. Из-за неуверенности в завтрашнем дне, отсутствия свободных средств, мебельные фабрики не обеспечили себе запас материалов на сезон. А когда спрос на мебель оживился, многие из опасения остаться без плиты стали перестраховываться, заказывать слишком большие объёмы. К нам всё чаще начали обращаться клиенты наших конкурентов. Однако мы, как и многие другие предприятия, стараемся в первую очередь удовлетворить запросы наших постоянных покупателей и партнёров. Другие заказы выполняем, если остаются свободные мощности. Но каждый отказ в поставках добавляет нервозности на рынке. Чтобы как-то пригасить ситуацию, ведём переговоры со всеми потребителями. Если видим, что заказы резко выросли, вместе с ними обсуждаем, насколько обоснованы такие закупки. Как только предлагаем поразмыслить, многие сокращают заказы.
Как будет развиваться ситуация дальше?
Что касается плит МДФ, здесь мнение всех участников рынка однозначно. До тех пор, пока «Флайдерер» и «Русский ламинат» не построят свои заводы по выпуску плит средней плотности (а произойдёт это через два-три года), дефицит продукции будет только нарастать. Ввод в эксплуатацию в конце года завода плит МДФ в Томске положение не спасёт: 250 тысяч «кубов» не способны насытить рынок материалом, спрос на который быстро растёт.
А вот по поводу древесно-стружечных плит оценки экспертов расходятся.
Одни уверены, что уже к концу ноября дефицит может ослабнуть, а нынешний резкий скачок спроса на плиты на поверку окажется просто мыльным пузырём. Другие полагают, что нехватка плит будет ощущаться ещё в первом квартале следующего года, и окончательно проблема разрешится лишь к осени. Третьи уверены, что проблемы вообще нет, поскольку мощностей по выпуску ДСП в стране вполне достаточно.
— Давайте попробуем оценить расклад на рынке объективно, — предлагает Дмитрий Лобанов. — Сейчас по объёму производства шлифованной плиты Россия вышла на уровень чуть выше 2006 года. По выпуску ламинированных плит предприятия достигли 2007 года. По нашим прогнозам на уровень 2008 года российский рынок не выйдет даже с учётом того, что запустился Гагаринский фанерный завод и запускается завод «Югра-Плит» в Советском. Причина в том, что во время кризиса многие предприятия прекратили модернизацию, не проводили ремонт оборудования. И сегодня уже работают на пределе. Не говорю уже о том, что качество продукции таких предприятий, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Косвенно эти выводы подтверждает и статистика.
Так, в нынешнем году по сравнению с предыдущим, предприятия, оснащённые современными прессами непрерывного способа производства (а они обеспечивают 45% общего потребления плит в стране), нарастили выпуск продукции на 36%, те же заводы, у которых стоят прессы периодического действия, выпустили плит лишь на 18% больше. В числе последних, кстати, и СФЗ, и «Увадрев», и «Русский ламинат», работающие с полной загрузкой, то есть, среди «старичков» немалая часть таких, которые просто не в силах увеличить товарный выпуск.
А сколько способна прибавить «большая пятёрка» плитного сектора, оснащённая по последнему слову техники? Кроме Гагаринского фанерного завода, практически все «крупняки» достигли своего потолка, а потому на существенную прибавку и тут рассчитывать не приходится. Так что увеличение производства может произойти только с запуском новых заводов или коренной реконструкцией старых. Но большинство проектов во время кризиса были приостановлены.
Есть и другие факторы, сдерживающие рост производства плитной продукции, в первую очередь ЛДСП.
— Сегодня не хватает бумаги-основы, декоративной бумаги, меламиновых плёнок, — говорит Владимир Денисов. — В кризис многие европейские предприятия вывели производственные мощности и пока их не восстановили. Во время землетрясения в Чили пострадала инфраструктура — а ведь Чили один из основных поставщиков целлюлозы. Кроме того, в мире, и особенно в Китае, резко выросло потребление гигиенических продуктов, что ещё больше обострило проблему. В большом дефиците химические компоненты, необходимые бумажникам, в частности, двуокись титана. Автомобильная промышленность — крупный потребитель этого соединения — выходит из кризиса намного быстрее, чем химики восстанавливают свои мощности.
Картину дополняет Алексей Мезенев, директор по сбыту и маркетингу «Интерпринт РУС».
— Наше предприятие в Егорьевске работает на полную мощность. В конце ноября будет введена в эксплуатацию вторая производственная установка, что позволит нам действовать более гибко, исполняя клиентские заявки. Однако сейчас ситуация на рынке такова, что мы не всегда можем своевременно обеспечить заказчиков необходимыми декорами из-за нехватки бумаги-основы. В этом случае даже дополнительные мощности не смогут помочь. Особенно критическая ситуация сложилась со светлыми сортами бумаги-основы с более высокой зольностью, для которых требуется большее количество двуокиси титана.
Ещё одна серьёзная проблема — постоянное повышение цен поставщиками, которое вызывает удорожание нашего продукта. От этого больше всего страдают светлые декоры. Скорее всего, в 2011 году ситуация существенно не изменится.
— Пропиточные линии «Интерпринт Самара» загружены полностью, — добавляет Ирина Акимова, руководитель коммерческого отдела «Интерпринт Самара». — Заказы превышают максимальные мощности. Сырья не хватает, и цены на него стремительно растут. Рост цен на различные виды химического сырья составил от 25 до 50 процентов, что, естественно, привело к удорожанию бумаги-основы. В большом дефиците меламин. В 2009 году часть производственных мощностей по его выработке закрылась, в результате бывало так, что биржевые цены на меламин за одну ночь повышались на 200 долларов за тонну при полном отсутствии сырья на спот-рынке. Цены на диоксид титана, который составляет до 40 процентов в себестоимости бумаги-основы, побили все рекорды, что вынудило бумажников вновь кардинально повысить цены на свою продукцию. Мы прогнозируем дальнейший рост цен на российское химическое сырье из-за 15-процентного повышения тарифов на газ и электроэнергию с 1 января 2011 года.
По словам руководителей плитных предприятий, цены на декоративную бумагу за год повышались трижды, и в общей сложности рост составил около 30%. Как следствие, растут цены на меламиновые плёнки, которых к тому же не хватает. Примечательный факт: сегодня руководители плитного производства МК «Шатура» не могут реализовать шлифованную плиту, которая всегда была в дефиците. Не потому ли, что предприятиям нечем её облицовывать?
В более выгодном положении крупнейшие западные концерны, открывшие свои плитные производства в России. Так, у «Флайдерер» собственные линии пропитки в Польше. «Кроношпан» располагает производством связуюших в России и производством меламиновой плёнки в Европе. Это позволяет обеспечить стабильную работу заводов и сдерживать рост цен. Но удержать цены на прежнем уровне и этим компаниям не удаётся. Что уж говорить о предприятиях, которые полностью зависят от поставщиков и оборудование которых дышит на ладан?
Дефицит и постоянный рост цен раскручивают маховик ажиотажного спроса. И если ещё вчера мебельщики в ожидании снижения цен откладывали покупки на потом, сегодня они спешат под завязку заполнить свои склады, пока плита в очередной раз не подорожала.
Никаких видимых причин для дефицита плит нет. По официальным данным в этом году объёмы производства мебели составят около 85 процентов от уровня 2008 года, когда плитой были все обеспечены. Имеющиеся мощности ни по ДСП, ни по плитам МФД, никуда не делись, наоборот, за последнее время были введены в строй новые заводы. И судя по статистике, ещё не все производства работают в полную силу. Кроме того, стоит почти готовый плитный завод в Электрогорске. Оснащён самым современным оборудованием, мощность — 250 тысяч кубометров в год. К тому же только 80% от всего объёма выпущенных плит сегодня используется на мебельное производство, остальная часть идёт на другие цели. Так что резервов у плитных предприятий, чтобы удовлетворить запросы мебельщиков, достаточно. А для того, чтобы не устраивать ажиотаж и не провоцировать тем самым рост цен на конструкционные материалы, специалистам-мебельщикам необходимо ответственно прогнозировать возможное увеличение хотя бы сезонного спроса и иметь к этому моменту необходимые запасы материалов и комплектующих изделий. Те предприятия, которые предвидели подъём на рынке, сейчас оказались в самом выгодном положении: и выпуск продукции нарастили, и значительно повысили рентабельность производства. А те, что не видят дальше собственного носа, сейчас запасаются дорогой плитой, которая, возможно, ещё достаточно долго им не понадобится.
29 ноября 2010 (№94)
Больше, чем просто маркетплейс.
Новаторский формат бренд-зоны PROSON удобен покупателям и выгоден ритейлерам.
«Кроношпан» переформатирует российский рынок бумаги-основы.
В2С продажи выросли в 2022 году на 37%, в сегменте В2В выручка увеличилась на 68%.
Как будет работать РЕХАУ после передачи бизнеса в локальное управление.
Новый имидж и новый концепт: «горячие» новости от брянского мебельного бренда.