Начало торгового года, несмотря на кризис, в Казахстане было вполне успешным. Стремительная девальвация рубля дала казахстанским импортёрам российской мебели ощутимую фору: тенге не просто держался ещё две недели после рублёвого обвала, но даже укреплялся по отношению к российской валюте. Так, в первой половине января за 1 рубль давали 3,5 тенге против бывших 5,2. В такой благоприятной для российского продукта ситуации, как сообщил редакции «МБ» генеральный директор Казахстанской мебельной компании Сергей Житенёв, норма прибыли по оптовым сделкам выросла аж на 40%.
— Вообще-то наша программа ценообразования выстроена с учётом роста курса рубля, а тут он неожиданно понизился. Конечно, это обеспечило нам определённый профит. Впрочем, мы не жадничали. Делились с оптовыми клиентами скидками. В условиях понижающегося спроса эта мера стала неплохим подспорьем для розничных продавцов: в магазинах цена на мебель оставалась прежней.
Впрочем, счастье длилось недолго. В начале февраля национальный банк Казахстана объявил, что уходит от поддержания тенге и считает объективно необходимым новый уровень обменного курса национальной валюты. В этот же день средневзвешенный курс тенге по отношению к доллару США на торгах Казахстанской фондовой биржи понизился на 21,66 тенге, составив 143,98 тенге за доллар. Вслед за этим резко подскочил обменный курс тенге в обменниках. На сегодняшний день курс покупки доллара составляет 124–130 тенге, а курс продажи — в среднем 155 тенге за 1 доллар. Вместе с американской валютой немного подрос и упавший рубль. Сейчас за него дают 3,4 тенге.
— В результате всех валютных пертурбаций мы всё равно держимся в обозначенных ценовых рамках, и заложенная дельта прибыли остаётся в норме, — говорит г-н Житенёв. – В то же время девальвация тенге сразу же отразилась на розничных ценах на мебель в Казахстане. Первыми отреагировали компании, торгующие импортом – польским, китайским и итальянским товаром. Цены были пересчитаны моментально. Кроме того, из России сразу же пошла притихшая в последние годы контрабанда. Теперь, заключая сделки, нам приходится учитывать и расценки теневого рынка.
На второй день девальвации тенге цены в магазинах выросли на 20–30 процентов. При этом спрос, который с начала 2007 года в Казахстане и так был весьма неустойчивым, после решения национального банка просел ещё в два раза. В первую очередь это ударило по малому бизнесу. По словам Сергея Житенёва, многие торговые компании сокращают количество площадей или закрываются вовсе.
— Толстые худеют, худые умирают, — комментирует он. — На сегодняшний день падение продаж по магазинам Казахстанской мебельной составляет от 15 до 20 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Думаю, эта цифра могла быть и больше, но, похоже, нам пока удаётся забирать долю спроса закрывшихся торговых компаний. Так что держимся в рамках. Снижение курса рубля вернуло нас к нормативам полугодовой давности, но, боюсь, что на этом оптимистичные новости заканчиваются.
Казахстанской мебельной компании, как и многим другим участникам национального рынка, пришлось пересмотреть свои расходы. В частности, была сокращена часть персонала и на 36 процентов урезан бюджет закупок.
— Тем не менее, мы продолжаем стимулировать спрос и оптимизировать продуктовый портфель. В конце января был зафиксирован небольшой всплеск покупательской активности. Думаю, что это связано с валютной паникой. Тот, кто не успел вложить деньги в доллары, пришёл за диваном. Нам удалось избавиться от неликвида и вывести из ассортимента неэффективные модели. Образовавшиеся пустоты заполнили новым, на наш взгляд, перспективным товаром.
По словам г-на Житенёва, российские поставщики в новых, сложных условиях идут навстречу Казахстанской мебельной. Количество обращений и предложений о сотрудничестве увеличилось в разы.
Несмотря на вынужденный «диетический» бизнес-рацион, компания продолжает рассматривать варианты своей розничной экспансии в 2009 году, благо, арендная ставка на торговые площади снижается, что даёт возможность безболезненного выхода в новые регионы Казахстана.
28 февраля 2009 (№76)
Больше, чем просто маркетплейс.
Новаторский формат бренд-зоны PROSON удобен покупателям и выгоден ритейлерам.
«Кроношпан» переформатирует российский рынок бумаги-основы.
В2С продажи выросли в 2022 году на 37%, в сегменте В2В выручка увеличилась на 68%.
Как будет работать РЕХАУ после передачи бизнеса в локальное управление.
Новый имидж и новый концепт: «горячие» новости от брянского мебельного бренда.