Первые регулярные поставки мебели для ванных комнат в Россию иностранцы наладили в середине 90-х. Импорт, высадившись в свободной товарной нише, несколько лет поддерживал формирующийся спрос при полном отсутствии отечественных конкурентов. Так что основанная в 2000 году компания «Акватон» вынуждена была начинать бизнес с активного импортозамещения.
Как говорят топ-менеджеры «Акватона», ситуацию удалось изменить в корне спустя два-три года. Зарубежные — в первую очередь испанские — поставщики МВК, не способные предложить конкурентоспособного ценообразования, отступили.
— Сегодня конъюнктура рынка продолжает развиваться в благоприятном для нас русле, — говорит президент «Акватона» Станислав Сербин. — Санфаянсовые раковины без мебели практически покинули современное жилое пространство, закрепившись в общественных заведениях, а потребитель всё чаще нуждается в полноценной меблировке ванной комнаты. Новых сильных игроков на рынке не видно. И свою долю в сегменте МВК мы, как и пару лет назад, оцениваем в 20–25%.
Замечательно, что, оставив санфаянс без мебели на долю общественных заведений, «Акватон» не стал заниматься развитием контрактных поставок. В компании признают, что уровень продаж мебели для ванных комнат в те же гостиницы на сегодняшний день незначителен. А основные товаропроводящие пути проложены по торговым центрам, строительным рынкам и ярмаркам. Но здесь — другая оговорка: мебельные торговые центры «Акватону» также неинтересны.
— Российские мебельщики категорически не желают принимать нас за своих, то есть за мебельщиков, — говорит г-н Сербин, — что, впрочем, нисколько нас не огорчает. За прошедшие годы мы лишь укрепили свои позиции, развивая сбыт через специализированные сети, в том числе иностранные. Интереса к чисто мебельным сетевикам не испытываем и никаких сбытовых программ здесь не планируем.
Повторюсь, в первую очередь мы заинтересованы в специализированных продавцах, но даже не широкого строительного профиля, а в тех, кто предлагает комплексное сантехническое оборудование помещений. Ведь пространство ванной комнаты всегда компактно, и потребителю нужно, чтобы размещение санфаянса и мебели было грамотно продумано. Этим должны заниматься в одном и том же магазине, иначе велик риск просчитаться.
Битву с новыми конкурентами «Акватон» по-прежнему ведёт на поле ценообразования. В компании отмечают: когда потребитель сравнивает акватоновскую тумбочку с конкурирующим продуктом, разница в цене в одну или две тысячи может оказаться решающей. И не всегда в пользу «Акватона». Оттого в планах компании — дальнейшее удешевление продукта, а не популярная нынче ставка на «премиум». Другими словами, приоритетным ценовым сегментом для «Акватона» является «эконом», который в будущем обещает стать ещё экономнее. Руководство убеждено: необходимые для этого ресурсы — и на этапе проектирования мебели, и непосредственно на производстве — существуют.
В то же время, стараясь учесть растущие требования потребителей к дизайнерским решениям, в прошлом году «Акватон» открыл новое структурное подразделение — фабрику литых изделий. Здесь производятся раковины из доломита — литого мрамора, который, по словам Станислава Сербина, предоставляет дизайнерам гораздо больше возможностей для экспериментов.
Керамические раковины на «Акватон» поставляют сегодня российские производители, сумевшие предложить конкурентоспособный продукт. Г-н Сербин отмечает хорошую динамику в этом секторе рынка: по его словам, в первые годы акватоновского бизнеса достойного российского санфаянса на рынке не было вообще (приходилось закупать импортный), а теперь ситуация выправляется.
Все производственные цеха «Акватона» собраны на общей заводской территории в подмосковном Давыдове. Площади насчитывают 30 тыс. кв. м, штат — порядка 700 сотрудников.
В последние годы на производстве занимались главным образом экологическими вопросами. По линии экологии к «Акватону» были серьёзные претензии. Так, по словам главного санитарного врача Орехово-Зуевского района Михаила Сергеева, фабрика не справлялась с проблемой вредных выбросов в атмосферу: концентрация паров в воздухе в десятки раз превышала допустимый уровень. Надзорные органы, местные жители и пресса настаивали на кардинальном решении, предлагая вложиться в серьёзную модернизацию предприятия.
Действительно, фабрика «Акватона» остро нуждалась в системе очистки воздуха от паров растворителей, выделяемых при покраске мебели. Решением послужила технология от итальянской компании Cefla — давнего партнёра «Акватона» по поставкам оборудования на отделочные участки производства. Суммарный объём инвестиций в проект — свыше 50 млн. рублей. Правда, сама установка стоит около 500 тыс. евро. Но основная часть затрат пошла на строительные работы,организацию газового хозяйства,перепроектировку действующей системы аспирации и создание магистрального коллектора в цехе. Минувшей зимой эти работы были окончены.
Торжественный запуск новой установки состоялся на фабрике в Давыдове 27 февраля. Установка работает по принципу высокотемпературного сжигания органических веществ в воздушном потоке. Продукты сгорания рассеиваются через трубу в виде углекислого газа и водяных паров. Итальянские поставщики оценивают эффективность такой очистки в 97%. И хотя это выше обязательных требований Роспотребнадзора, показатель ещё предстоит проверить на практике: атмосферные пробы должны ежемесячно направляться в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина. В будущем есть также возможность модернизировать систему и расширить её функциональные возможности за счёт комплектации тепловым утилизатором.
Как утверждает руководство «Акватона», теперь, с облегчением «экологического» бремени, компания сможет ещё активнее инвестировать в работу над продуктовыми линейками и развитие сбытовой сети.
29 марта 2008 (№67)
Больше, чем просто маркетплейс.
Новаторский формат бренд-зоны PROSON удобен покупателям и выгоден ритейлерам.
«Кроношпан» переформатирует российский рынок бумаги-основы.
В2С продажи выросли в 2022 году на 37%, в сегменте В2В выручка увеличилась на 68%.
Как будет работать РЕХАУ после передачи бизнеса в локальное управление.
Новый имидж и новый концепт: «горячие» новости от брянского мебельного бренда.