МБ: Господа, повод для разговора у нас незаурядный. Ваши компании — FTF Holding и «Миле СНГ» — выступили участниками знакового и, может быть, самого блестящего проекта на московском рынке элитной недвижимости. Речь идёт об апарт-комплексе St. Nickolas на Никольской — в самом центре Москвы, буквально в четырёхстах метрах от Кремля.
Анатолий Муканаев: Да, инвестиционная компания Vesper, которая реализует этот проект, выбрала наши фирмы в качестве поставщиков кухонной мебели и техники для четырёх десятков апартаментов. FTF Holding выполняет, соответственно, заказ на поставку и монтаж сорока комплектов немецких кухонь LEICHT, а «Миле СНГ» оснащает кухонные зоны техникой.
МБ: Leiсht и Miele, как известно, марки, принадлежащие к разряду премиальных.
Анатолий Муканаев: И они полностью соответствуют статусу комплекса St. Nickolas. Объект этот по-настоящему уникальный. Дом был построен в 1900 году «домашним» архитектором графов Шереметьевых Мейснером и известен как Торговый корпус Шереметьевского подворья. Инвестор взялся за очень сложную задачу — превратить памятник архитектуры в апартаменты класса люкс. Была проведена научная реставрация фасадов, сохранены подлинные несущие конструкции, сводчатые потолки, лепнина… И при этом здание начинили навороченными инженерными системами, в отделке использовали отборные материалы. А вот мебель и технику для оборудования кухонь, ванных комнат, гардеробных авторы проекта выбрали в «технологичном» немецком стиле. Им было важно подчеркнуть современное прочтение исторического памятника, связать в одно целое две эпохи.
МБ: Судя по тому, что комплекс St. Nickolas получил главную девелоперскую премию International Property Awards 2014–2015 в категории «Реновация/Редевелопмент объектов жилой недвижимости», задумка и её воплощение признаны успешными. Но вернёмся к вашему участию в проекте.
Анатолий Муканаев: Бесспорно, это для нас заказ престижный, подтверждающий и репутацию бренда LEICHT, и профессиональные компетенции FTF Holding. Но я бы хотел раздвинуть рамки темы. Сегодня мы говорим, что в России начинает формироваться совершенно особое направление мебельного бизнеса — так называемые объектные или проектные продажи. Что имеется в виду? Поставки мебели и техники для оснащения вновь построенных объектов недвижимости. Как минимум, это оборудование «под ключ» мокрых зон.
Мы работаем с немцами, поэтому я всегда привожу примеры из опыта немецких фирм. Давайте пройдёмся по сайтам наших поставщиков. Мы увидим огромное количество объектных поставок, реализованных по всему миру — Европа, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Эмираты, Тайланд, Филиппины… Апартаменты оснащаются немецкой кухней плюс немецкой техникой. Счёт таким поставкам идёт на сотни. Недавно, например, LEICHT оборудовала в Гонконге апарт-центр на 330 квартир, соответственно, было поставлено 330 кухонь и 330 комплектов техники Miele. Это огромный объём.
Андрей Ботьев: Что касается Miele, добавлю, что во многих представительствах нашей компании, расположенных в Европе, Азии, Америке, процентов 70–80 продаж делается благодаря проектному бизнесу. В России пропорция обратная. Основные продажи — это ритейл. Но мы понимаем актуальность и перспективность объектных заказов. Российское представительство Miele работает в этом сегменте с 2009 года.
За этот период многое изменилось и продолжает меняться. В последние год-полтора мы видим, как растёт интерес девелоперов к комплексному оснащению жилья.
Проблема в том, что средний срок реализации таких проектов — три-четыре года. То есть, длинная перспектива. Чтобы в девелоперском бизнесе восторжествовала новая модель мышления, нужно время. Но застройщики пересматривают привычные схемы работы, это факт. В рамках совместной рекламы, в промо-акциях для конечного потребителя они начинают выступать совместно с поставщиками техники, мебели для кухонь. Некоторые готовы полностью меблировать проект. И это, на наш взгляд, хороший знак.
МБ: Вы рассчитываете, что отечественный рынок жилья будет адаптироваться к международным моделям и в перспективе наш покупатель сможет приобретать не бетонный бокс, а реально пригодную для жизни квартиру?
Андрей Ботьев: Сектор жилья «под ключ» определённо должен увеличиться. Достигнет ли он внушительных размеров? Вряд ли. Но надо разворачивать сознание застройщика в сторону комплексного предложения.
Анатолий Муканаев: Абсолютно согласен. Объективно, я вижу несколько факторов, которые должны способствовать расширению межотраслевых контактов с застройщиками.
Первый. Сегодня девелоперские фирмы сталкиваются с определёнными ограничениями, и им неизбежно понадобятся дополнительные маркетинговые инструменты для успешной конкуренции за клиента. Квартиры с меблировкой — один из вариантов.
Далее. Скажем, в Питере и Москве всё меньше лакомых кусков, где можно просто в лоб построить жилой дом. Почему? Потому что строительство дома — это всегда перечень жёстких требований, в том числе по созданию определённой социальной инфраструктуры.
Альтернатива — строительство апартаментов. По нашему жилищному кодексу это совершенно другая категория жилья. Здесь нет серьёзных обременений, упрощена ситуация с инсоляцией и так далее. А что такое апартаменты? Готовые помещения. То есть, занявшись апартаментами, застройщики вынуждены будут задуматься, как минимум, о кухнях и санузлах.
Третий фактор. За двадцать с небольшим лет в головах россиян произошли некоторые ментальные сдвиги. Потихоньку у нас размывается установка на обязательную покупку собственных квадратных метров. Молодое поколение, во всяком случае, в крупных городах, спокойно относится к тому, что жильё можно арендовать, а не покупать. Многие молодые попросту не хотят привязывать себя к одному месту, съёмная квартира для них — синоним свободы. Понятно, что спрос должен рождать предложение. Желательно — предложение качественное. И вот мы опять возвращаемся к идее меблированных апартаментов.
Наконец, четвёртый тезис. В России появляется слой рантье. Посмотрите, вкладываясь в строительство апарт-центров, девелоперы ориентируются на новую специфическую целевую аудиторию. Это частные инвесторы, готовые вложиться в покупку жилых помещений с тем, чтобы потом передать недвижимость в управление и получать стабильный доход.
Скажем, в Питере наиболее известный пример апартаментов среднеценового уровня — комплекс Yes!, который построила группа «Пионер инвестмент». Это 965 апартаментов — по сути, город. Разумеется, все «номера» полностью «упакованы» мебелью и техникой.
МБ: По вашему опыту, какими ресурсами должна обладать компания, работающая в сегменте объектных поставок?
Андрей Ботьев: Проект — это всегда масштабные отгрузки и железные сроки поставки. Исходя из этого, компания должна иметь соответствующую производственную базу, отлаженную логистику и такую продуктовую линейку, которая позволяет сформировать оптимальное предложение. Оптимальное как с точки зрения цены, так и с точки зрения концептуальных параметров проекта.
Анатолий Муканаев: Девелопер должен быть стопроцентно уверен, что он не промахнулся с поставщиком. И в процессе переговоров приходится аргументировать все выгодные стороны своего предложения.
Когда соглашение заключено, наступает эскизный этап. Для комплекса St.Nickolas наше дизайн-бюро, например, разработало 17 видов комплектации кухонь — в зависимости от площади и планировки помещений. Это интеллектуальная работа, которая по силам только крупным компаниям.
Ещё одна важнейшая составляющая проектного бизнеса — сервис. При необходимости надо организовать максимально оперативную замену некондиции (во время транспортировки может всегда что-то поломаться или поцарапаться), обеспечить качественную сборку и установку мебели и техники. Причём, как правило, этап монтажа довольно короткий, поэтому невозможно обойтись одной-двумя сборочными бригадами.
МБ: Я так понимаю, что объектные поставки — дело перспективное, но далеко не каждый поставщик мебели или техники сможет легко войти на этот рынок.
Андрей Ботьев: Суть не в том, сколько игроков появится в объектном сегменте. Суть в том, что на жилищном рынке обозначился новый тренд. Мы считаем, что в интересах отрасли тренд поддержать. Разворачивать сознание застройщиков в сторону комплексного оснащения жилья необходимо. Для нас, поставщиков техники и мебели, это дополнительные объёмы и возможность развития.
Анатолий Муканаев: А я бы добавил: развитие объектного бизнеса поможет сделать отечественный рынок жилья более клиентоориентированным. Сегодня отечественный застройщик хочет продавать метры. Он не берёт в голову, какую мебель внесут потом в построенную им бетонную коробку и как эта мебель туда впишется. А идеология проектного бизнеса заставит думать не о метрах, а о клиенте. И это будет правильный шаг в правильном направлении.
16 сентября 2015 (№141)
Больше, чем просто маркетплейс.
Новаторский формат бренд-зоны PROSON удобен покупателям и выгоден ритейлерам.
«Кроношпан» переформатирует российский рынок бумаги-основы.
В2С продажи выросли в 2022 году на 37%, в сегменте В2В выручка увеличилась на 68%.
Как будет работать РЕХАУ после передачи бизнеса в локальное управление.
Новый имидж и новый концепт: «горячие» новости от брянского мебельного бренда.