Виталий Стрелков,
заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «ВНИИДРЕВ»
Василий Бардонов,
директор АНО ЦСЛ «Лессертика»
Проблема обеспечения требований экологической безопасности древесных плит и мебели на их основе обостряется с каждым годом.
Известно, что с 2008-го для мебели изменением №1 к ГОСТу 16371 введён норматив выделения формальдегида в воздух жилых помещений, равный 0,01 мг/куб. м при испытании камерным методом по ГОСТу 30255.
Точно такой же предельно допустимый уровень — 0,01 мг/куб. м по выделению формальдегида в воздушную среду для мебели и древесноплитных материалов утверждён решением №299 Комиссии Таможенного союза стран ЕврАзЭС от 28 мая 2010 года, он согласован Россией, Казахстаном и Белоруссией.
По заказам отечественных предприятий в ЦСЛ «Лессертика» (Балабаново) начаты испытания деталей мебели на выделение формальдегида с использованием однокубовой климатической камеры. Они показали, что выделение формальдегида из выдвижных ящиков, а также из полностью облицованных полок для шкафов превышает норматив в несколько раз.
Даже детская мебель некоторых предприятий, подлежащая обязательной сертификации, как показали испытания, не отвечает принятому нормативу по выделению формальдегида. И уже известно несколько случаев обращения покупателей мебели в суд с иском к производителям, продукция которых создала угрозу здоровью потребителей, о возмещении ущерба. При этом истцы ссылаются на ГОСТ на мебель с изменением №1.
ЦСЛ «Лессертика» будет продолжать испытания на выделения формальдегида, в том числе для полнокомплектных наборов мебели в новой 30-кубовой камере, изготовленной и введённой в действие в прошлом году.
Вполне закономерен вопрос: могут ли отечественные мебельщики выпускать продукцию, выделяющую не более 0,01 мг/м3 формальдегида?
Чтобы на него ответить, обратимся к результатам испытаний древесноплитных материалов (см. таблицу). Данные свидетельствуют, что ламинированные плиты и фанера выделяют в 2–7 раз больше формальдегида, чем предусмотрено мебельным нормативом. При изготовлении мебели с использованием такого сырья проблематично уложиться в 0,01 мг/м3 воздуха. Продукция большинства отечественных плитных предприятий не соответствует ни нормам Таможенного союза, ни, тем более, гигиеническим нормативам и СанПиН 2.1.2.2645–10.
Парадокс в том, что ГОСТ на ламинированные ДСП изготовителями легко выполняется — там заложена эмиссия формальдегида 0,124 мг/м3. Фактическое выделение формальдегида — в 4–5 раз меньше. По другому — газоаналитическому методу, установлен норматив 3,5 мг/м2 в час, что также без труда выдерживается — в действительности ламинированные ДСП укладываются в 0,4 мг/м2 в час, что в 8 раз меньше. То же — и по фанере.
Объяснение простое: ГОСТ на ламинированные ДСП гармонизирован с европейским стандартом EN 13986:2002, и это приемлемо для западной мебели с нормативом 0,124 мг/м3 (он в 12,4 раза превышает российский), но не может удовлетворять изготовителей отечественной мебели, где допуск по выделению формальдегида не более 0,01 мг/м3. Вероятно, для того чтобы мебельщики не оказались в тупиковом положении, стандарты на ЛДСП и фанеру надо пересматривать в сторону ужесточения.
Выделение формальдегида из мебели определяется совокупностью трёх факторов:
Плиты Е1 с содержанием формальдегида до 8 мг/100 г по перфоратору являются основным материалом для мебели, и потому класс Е1 должен быть преобладающим в выпуске древесных плит. Но этого недостаточно. Необходимо снижение содержания формальдегида до половины Е1, то есть до уровня не более 4,0 мг/100 г.
Для того чтобы уложиться в показатель 0,01 мг/м3 по формальдегиду, облицовочные материалы должны обеспечивать снижение его эмиссии в 12–15 раз. Однако в последнее время производители плёнок и древесных плит в целях экономии активно переходят на использование более тонких бумаг. В результате за последние 20 лет масса бумаги в декоративной плёнке снизилась со 130 до 70–80 г/м2. В итоге ухудшилась изолирующая способность защитных покрытий. Соответственно, увеличилась эмиссия формальдегида через облицованные поверхности. Фактор влияния массы бумаги на эмиссию формальдегида требует специального изучения. Необходимо также продолжить научно-исследовательскую работу по модификации пропиточных смол для получения полимеров с более плотной трёхмерной структурой. Методика определения изолирующих свойств плёночных материалов в текущем году разрабатывается ВНИИДРЕВом и в последующем предполагается применить её для оценки качества покрытий.
Необходимо отметить, что ГОСТ 16371 на мебель допускает применение деталей из плит с необлицованными или не имеющими защитных покрытий невидимых поверхностей и кромок щитов и без заделки технологических отверстий. В результате появляется свободный выход формальдегида. Необходимо исключить эти допущения с внесением изменений в мебельный ГОСТ.
Развитие производства древесных плит взаимосвязано с перспективой развития экспорта, и потому объективно необходимо ориентироваться на требования европейских и международных стандартов по эмиссии формальдегида. Внутренний рынок относительно мал и в ближайшие 3–5 лет будет заполнен с учётом создаваемых мощностей по ДСП и МДФ и строящихся современных заводов ДСП и МДФ на Украине и в Белоруссии. Экспорт плит целесообразен в Западную Европу и Америку. Здесь на первый план выходит проблема выделения формальдегида.
Например, европейские стандарты EN-312 (ДСП), EN-622 (МДФ) и EN-31986 (плиты для строительства) предусматривают для необлицованных древесных плит норматив эмиссии 0,124 мг/м3 воздуха по камерному методу. Этот показатель является основным критерием для экспорта-импорта древесноплитной продукции в странах Западной Европы. Аналогичное положение и в Северной Америке.
Указанный норматив является достаточно жёстким. Чтобы уложиться в него, необходимо иметь среднее содержание формальдегида по перфоратору: для ДСП — не более 4,2 мг/100 г, для фанеры — не более 6,0 мг/100 г, для МДФ — не более 3,8 мг/100 г. Это значительно меньше уровня 8 мг/100 г, предусмотренного отечественными стандартами. Несоответствие российской продукции европейским нормативам будет препятствовать экспорту необлицованных ДСП, плит МДФ и ХДФ и изделий из них. В то же время фанера в основном отвечает зарубежным стандартам по экологической безопасности и потому является экспортно ориентированным товаром.
Задача снижения формальдегида в древесных плитных материалах до уровня половины Е1 станет первоочередной на ближайшие годы.
Обеспечение современных требований по формальдегиду зависит от особенностей применяемых технологий и используемых связующих. Лучшие результаты достигнуты на современных линиях ДСП, плит МДФ и ДВП, оснащённых ленточно-роликовыми прессами непрерывного действия, одноэтажными и сдвоенными прессами периодического действия. Для обеспечения гарантий экологической безопасности необходима стабильность всех параметров техпроцессов при налаженном производственном контроле, использование статистических методов управления и эффективности систем менеджмента качества.
Для решения проблем по выпуску экологически безопасной продукции необходимо оснащать предприятия климатическими камерами объёмом 0,2, 1,0 или 30 м3, которые можно приобрести в центре «Лессертика» в г. Балабаново Калужской обл. Необходим также мониторинг на предприятиях по выделению формальдегида из древесноплитных материалов и мебели с периодичностью не реже одного раза в семь суток с целью достижения 0,01 мг/м3 воздуха.
Для изготовления малотоксичных плит нужны низкомольные смолы с мольным соотношением формальдегида к карбамиду от 1,0 до 1,1. Необходимо внести этот показатель в стандарты в качестве технической характеристики карбамидоформальдегидных смол. Стандарты следует дополнить также методикой для определения мольного соотношения.
Из-за малого срока хранения оптимальное расстояние по доставке низкомольных смол составляет не более 1000 км. Поэтому на крупных заводах древесных плит целесообразно создавать собственные производства низкомольных карбамидных смол с участками получения концентрированного формалина из метанола.
Для снижения токсичности ДСП в зарубежной практике применяется система из двух смол с различным временем отверждения для внутреннего и наружных слоёв ковра: для наружных слоёв — низкомольная, для внутреннего — высоко реакционная смола. Такой вариант с двумя смолами предлагается фирмой «Метадинеа» в г. Губаха Пермской обл. Требуются относительно небольшие затраты по дооснащению производства ДСП ёмкостями для одновременной работы с двумя смолами. Необходимо также продолжить разработки связующих с использованием новых акцепторов формальдегида.
В качестве варианта снижения содержания и выделения формальдегида и для расширения ассортимента плит целесообразно применение меламиносодержащих связующих, обеспечивающих получение малотоксичных ДСП, а также влагостойких и повышенной прочности плит классов РЗ, Р5 и Р7 по европейскому стандарту EN 312.
Необходимо внести изменения в отечественные стандарты на древесные плиты, в том числе в ГОСТ 10632 для необлицованных ДСП следует ввести показатель выделения формальдегида 0,124 мг/м3, определяемый камерным методом, предусмотреть показатели для влагостойких, конструкционных и особо прочных плит и др. В ГОСТе 53208 на плиты древесные моноструктурные следует изменить название, включив в него ДВП высокой плотности и показатель выделения формальдегида. Для ламинированных плит и фанеры необходимо ужесточить нормативы по выделению формальдегида. Необходимы также национальные стандарты на влагостойкие и огнестойкие ДСП, на ламинированные и окрашенные плиты МДФ, ДВП и др. Необходим пересмотр стандартов на методы определения экологической безопасности древесных плит, фанеры и мебели и т. д.
Здесь показателен пример Белоруссии, где при разработке национальных ГОСТов в номера западноевропейских стандартов добавлены три буквы СТБ и далее всё взято без изменений. Например, в Белоруссии национальный стандарт для МДФ имеет номер СТБ EN 622-5-2009 и т. д. При пересмотре российских стандартов, вероятно, необходимо действовать аналогичным образом.
В промышленности сложилось так, что практически все заводы древесных плит и фанеры в России работают на европейском оборудовании, применяют западноевропейские технологии, используют идентичные связующие, однако стандарты на продукцию существенно отличаются от европейских. Это сужает ассортимент и конкурентоспособность продукции, затрудняет экспортные сделки. Для повышения конкурентоспособности продукции необходима гармонизация отечественных стандартов по ассортименту продукции и, частично, по экологическому качеству с соответствующими европейским и международным стандартами.
29 марта 2011 (№97)
Как провести оценку персонала, чтобы вдохновить сотрудников на развитие. Опыт Академии ГК ЦВТ
«Интердизайн» и ПЭК поделились подробностями внедрения комплексного складского аутсорсинга.
На ивановском предприятии исследуют, как технологии VR/AR можно использовать в процессе сборки готовой мебели, а также в производственных цехах.
Интернет-магазин как ключевой инструмент маркетинга, направленный на повышение общих продаж.
Прежде, чем запускать продвижение через блогеров, важно разобраться в тонкостях инфлюенсер-маркетинга.
Иваново может стать столицей композитных материалов.