Любовь Шевцова
директор сети магазинов «Садко» (Сочи)
Конец осени — не самое лучшее время для мебельной торговли в Сочи. Грядущая Олимпиада ничего, кроме отложенного спроса, пока нам не принесла. В других городах — подъём. У нас — стагнация. Рынок оживёт только к весне, когда люди, купившие в Сочи жильё, приедут его обустраивать.
Также у нас наблюдается серьёзный дефицит торговых площадей. В рамках олимпийской стройки было снесено несколько торговых центров. Новых пока ещё не построили, нам приходится довольствоваться неудобными площадками. Понятно, что в такой ситуации сложно планировать какое-либо развитие. При этом аренда у нас не уступает московской: от 700 до 1200 рублей за квадратный метр. Арендодатели уже заводят разговоры о возможном повышении ставок в следующем году. Основной аргумент — кризис подошёл к концу, пора возвращаться к прежним ценам.
В довершение всего, многие наши поставщики подняли отпускные цены на ходовые модели! Каждый постарался как мог. Фабрика «Боровичи» увеличила цены на 20 процентов, «Костромамебель» — на 17, «Лером» — на 10.
Всё это нас не особенно радует. Повышение цен в период отложенного спроса только усугубляет и без того сложную ситуацию с продажами. В торговом зале мы пока оставили старые ценники: пришлось поступиться наценкой. Но боюсь, что при увеличении арендной ставки мы уже не сможем себе этого позволить.
Наталья Перец
генеральный директор сети «СБС-мебель» (Краснодар)
70% наших поставщиков повысили в ноябре цены. Фабрики ссылаются на значительное удорожание материалов и комплектующих. Кроме этого, многие из них увеличили сроки поставки. А это очень серьёзный минус. На мой взгляд, причина того, что происходит, — на поверхности. Фабрики попросту не справляются с объёмом заказов и действуют старыми испытанными методами. Складывается ощущение, что кризис ничему их не научил.
Да, сейчас они чувствуют себя неплохо. Рынок растёт, розница требует продукт и встаёт в очередь. У нас, например, наблюдается 50-процентный рост продаж к аналогичному периоду прошлого года. Вот мебельщики и переписывают прайсы.
Вслед за фабриками приходится повышать цены и нам. Пока это не сказалось на спросе, однако я убеждена: обязательно скажется в первом полугодии 2011 года. Сезон пройдёт, деньги люди потратят, продажи упадут. И тогда нам что-то нужно будет предпринимать. Мы уже сейчас продумываем возможные шаги. Для того, чтобы оставить привлекательные цены на некоторые товары-ловушки нам, очевидно, придётся искать других поставщиков. Скорее всего, будем обращаться к местным краснодарским производителям. Они, в отличие от федеральных поставщиков, цены не повышали.
Что касается арендных ставок, для нас они пока остаются прежними. В течение года мы вели сложную и кропотливую работу по их снижению, добились того, что цена за квадратный метр торговой площади в наших региональных магазинах не превышает 450–500 рублей. Безусловно, мы рассчитываем, что она таковой и останется.
Валерия Васильева
коммерческий директор торговой компании «Мир мебели» (Иркутск)
Фабрики начали повышать цены ещё с августа. К ноябрю прайс-листы практически всех наших поставщиков были изменены. Повышение составило от 3 до 10 процентов. Обоснование традиционное — рост цен на сырьё. Надо отдать должное производителям — о грядущих изменениях они предупредили нас заранее. Мы успели подготовиться к сезону, закупили достаточное количество товара и заполнили склады.
Также стоит отметить, что разумные и прагматичные компании повышали цены грамотно и осторожно. Они не меняли прайс на хиты продаж и устаревшие модели, удовлетворились 3-процентным повышением на «зрелые» модели. Максимально высокая цена сейчас установлена на новые программы и коллекции.
По нашим ощущениям, психологически соотечественники сейчас готовы к тратам. Больше всего людей пугает неопределённость, а в данный момент покупатель будущего не боится, знает, на что рассчитывать. В том числе он внутренне готов и к возможному повышению цен. Мы, в свою очередь, стараемся сделать этот процесс максимально гуманным. Нам важно сохранить потребительскую лояльность. Например, недавно запустили программу беспроцентного кредитования на покупку мебели. Опять же, разумные поставщики понимают это и помогают своим дилерам различными маркетинговыми акциями.
Виктория Апалкова
руководитель регионального отдела фабрики «Артис XXI век» (Московская обл.)
Наша мебель в октябре подорожала дважды. Каждый раз на семь процентов, в сумме — около 15-ти. Причина — соответствующий рост цен на ДСП. Дело в том, что у нас единственный поставщик плиты — компания «Невская дубровка» из Петербурга. И сейчас мы думаем над новыми декорами для своих мебельных коллекций, чтобы обезопасить производство хотя бы с этой стороны: перераспределить объёмы на нескольких поставщиков.
Что касается реакции клиентов на новые цены, могу сказать — ни одного возражения не последовало. Продажи не упали, возможно, потому, что цены сейчас поднимают все, и деваться покупателям некуда.
Рашид Шабаев
генеральный директор компании «Инт» (Московская область)
Мы цен не повышали, однако, перестали проводить анитикризисные скидочные акции, за счёт которых удавалось поддерживать продажи в период потребительского спада. Сейчас, когда спрос начал расти, мы решили, что настало время вернуться к установленному ещё в начале года прайсу.
В своё время наша команда очень тщательно работала над ценообразованием. Мы проводили исследования и устраивали специальные фокус-группы с участием потребителей, чтобы определить ценовой оптимум. В конце-концов, пришли к выводу, что покупательская лояльность прямо пропорциональна уровню наценки.
В рознице средняя сумма, которую покупатель готов отдать за диваны «ИНТ», составляет 20–25 тысяч рублей. Будем стараться её придерживаться.
Татьяна Иванова
финансовый директор торгового центра «Полтинник» (Екатринбург)
Небывалое повышение отпускных цен в этом сезоне. От 10 до 45 процентов! Особенно «порадовали» торговый дом «Мебельвилль» и «Боровичи-мебель». Производители мягкой мебели ещё держатся, очевидно из-за того, что спрос на диваны сейчас не так высок, как на «корпус».
У меня складывается ощущение, что поставщики потеряли связь с реальностью, решили, что кризис подошёл к концу, и общество готово вернуться к докризисному потреблению. Но это ведь совсем не так. Сейчас важно сохранить низкие цены, иначе мы будем иметь большие проблемы с продажами в первой половине 2011 года.
В торговых залах мы пока стараемся держать прежние цены. «Полтиннику» важно сохранять конкурентное ценовое преимущество, пусть даже за счёт собственного дохода.
Ирина Локтионова
директор мебельной сети «Да Винчи» (Ставрополь)
Цены повысили как «корпусники», так и производители мягкой мебели. Последние сделали это весьма изощрённо. Перевели ткани в более высокие ценовые категории. Покупатели удивляются: ещё вчера диван в определённой обивке стоил, предположим, 30 тысяч рублей, а сегодня уже на 5–7 тысяч дороже.
Цены на продукцию некоторых российских производителей практически сравнялись с ценами на ряд итальянских моделей. Надо сказать, что это не совсем правильный ход со стороны фабрик. Наш покупатель видит разницу между отечественным и импортным продуктом. И если при сопоставимых ценах ему предложат сделать выбор между нашей маркой и итальянской, то он остановится на последней.
Повышение цен для нас стало неприятной новостью. Сейчас в Ставрополе не особенно высокие продажи в среднем и средне-высоком ценовых сегментах. Нам приходится предпринимать ряд мер, для того чтобы не отпугнуть покупателей.
Максим Генке
директор по закупкам торговой сети «Кика» (Москва)
Поставщики попытались поднять нам закупочные цены, но мы этого не допустили. «Кика» заинтересована в том, чтобы сохранить ценовое преимущество в городах своего присутствия. По этому поводу мы регулярно проводим переговоры с поставщиками. Их поведение предсказуемо — ближе к сезону все хотят заработать побольше, потому и поднимают цены. Мы при гарантированных объёмах имеем определённые преференции. Некоторые поставщики, например, «Элбург», даже снижают нам цены. Так что наш покупатель может не волноваться — цены в «Кике» останутся на прежнем уровне.
С постоянными партнёрами у нас проблем, в принципе, не возникает. Уже сформировался пул основных поставщиков — «СМК», «Моон», «Алмаз», ВКДП и ряд других компаний. С ними всегда удаётся договориться. Они понимают, что с крупной, нацеленной на серьёзное развитие сетью, работать всегда выгодно.
Арендные ставки нам тоже пока не повышали. Продажи во всех четырёх магазинах растут. В феврале 2011 года готовимся открыть пятую «Кику» в Воронеже. На сентябрь запланирован запуск второго магазина в Москве. На сей раз мы выбрали топовую площадку на Ленинградском шоссе.
Николай Баранов
генеральный директор компании «Ритас» (Красноярск)
Наши основные поставщики — «Дятьково», «МЦ-5» и «Мебель-КИТ» — повысили цены полтора месяца назад. Всё в рамках разумного — от 3 до 5%. Эти цифры — в пределах рыночной нормы. Никакого негативного влияния на продажи они не оказали.
Виктор Кочубей
владелец фабрики «Уфамебель»
С ноября «Уфамебель» повысила цены на 5%. Мы не могли поступить иначе, ведь у нас значительно увеличились расходы на материалы и комплектующие. Приведу примеры: ДВП подорожала на 30%, ЛДСП — на 5,5%, МДФ — на 29%. Очень сильно подорожал картон — на 43%. Также на 18% выросли транспортные расходы.
По-хорошему, цены на «корпус» нужно было поднимать сразу процентов на 10, ведь по ряду моделей себестоимость выросла больше, чем на 5%. Но мы решили не делать этого. Во-первых, не хотелось перекрывать кислород партнёрам. Среди них много операторов, торгующих в небольших российских городах и посёлках. В таких местах потребители весьма болезненно реагируют на любой ценовой рост, в отличие от жителей крупных городов. Просто перестают покупать. Во-вторых, мы понимаем, что за высоким сезоном наступит спад продаж. Неизвестно, как себя поведёт рынок в первой половине 2011 года. Ну, сделали бы мы сейчас цены выше, скажем, на 20 процентов, ну, заработали бы больше в декабре. Совершенно очевидно, что в конце января их пришлось бы снова снижать. На мой взгляд, это не совсем честно по отношению к торговым операторам.
Мы остаёмся сторонниками осторожного и взвешенного ценового курса. Компания ориентируется на дальнейшее увеличение производственных объёмов, а не на практику грабительских наценок.
Андрей Митрошин
директор фабрики «Кураж» (Рязань)
В этом году мы решили цен не повышать. Конечно, обстоятельства требуют поступить ровно наоборот. Ведь производители плит подняли свой прайс. К примеру, плита МДФ подорожала на 30%, ЛДСП — на 20%. Это для нас основные материалы. Но мы посовещались, поговорили с нашими торговыми партнёрами, посмотрели на конкурентов — и решили, что будем держаться. Точности ради стоит отметить, что мы скорректировали цены на некоторые мебельные модули. Но это произошло из-за того, что они изначально были посчитаны неверно. В целом мы держим старые цены на хиты продаж. Новинки же будут на 15–20% дороже.
Хочу отметить, что удерживать цены становится всё сложнее и сложнее. Плитники ведут себя очень нестабильно. «Кроношпан» придерживает продукт, «Эггер» готов отпускать его по другим, куда более высоким, расценкам. При этом они не могут сказать точно, когда именно ждать очередного повышения цен и как долго прайс будет действовать. Нам в связи с этим сложно планировать свои расходы и, соответственно, формировать ценовую политику.
Кристина Ковальская
коммерческий директор «Фортэ Рус» (Владимир)
В этом сезоне цены у нас не менялись. Дело в том, что мы подняли их ещё в июне — на 7% по всему ассортименту. Рискнули сработать на опережение. Вписывается ли наше производство сейчас в эти рамки? Будем считать, что да. Хотя уже в октябре плита дорожала трижды — и на десять, и на двенадцать процентов. Мы жертвуем своей маржой, но держимся. Ведём переговоры с поставщиками. Рассчитываем остаться с прежним прайсом как минимум до весны. А там посмотрим.
Карим Касимов
генеральный директор Глазовской мебельной фабрики
В прошлом году у нас было серьёзное снижение цен — десять процентов по всему ассортименту. Мы успешно отработали в этом режиме с февраля по сентябрь 2009-го, затем вернулись к прежним ценам — и не меняем их до сих пор.
Правда, плита от «Увадрев-Холдинга», которую мы используем в своей работе, дорожает. Но эффекта от тех мер, которые мы предприняли по снижению своих внутренних издержек, пока хватает. На прежних мощностях мы подняли производительность в полтора раза: оптимизировали техпроцесс, устранили нежелательные явления… До Нового года, я думаю, продержимся со старыми ценами. А далее будем смотреть по обстановке.
В условиях, когда цены растут у всех, мы, конечно, оказываемся в выгодном конкурентном положении: с одной стороны, получаем более объёмные заказы от клиентов, а с другой, — можем себе позволить сортировать покупателей, выбирая тех, с которыми нам удобнее работать, кто обеспечивает нас хорошими объёмами. В условиях, когда фабрика не знает, кому продать свою мебель по заоблачной цене, такой подход был бы невозможен.
Сергей Кузьмичёв
исполнительный директор Славянской мебельной компании (Нижний Новгород)
Мы подняли цены практически по всему ассортименту — на десять-пятнадцать процентов. В большей степени — на мягкую мебель. Причём из материалов сейчас дорожает не только кожа, но и текстильные обивки, особенно хлопок. У некоторых поставщиков ткани и вовсе закончились на складе.
С пиломатериалами и плитой ситуация известная: Сыктывкарский завод, Egger, Pfleiderer — всё подорожало. Цены на корпусную мебель, соответственно, пришлось поднять. Мы делали это смело, понимая, что то же самое сделают другие игроки. Тем более что никакой дополнительной маржи мы туда ни в коем случае не закладываем, а всего лишь транслируем изменение цен на материалы.
В рознице сейчас переходный момент: покупатели только-только увидели новые цены. Думаю, к декабрю все привыкнут. Не факт, правда, что это последнее удорожание в нынешнем году, особенно если говорить о мягкой мебели.
Татьяна Теплых
руководитель отдела оптовых продаж фабрики «Кентавр 2000» (Омск)
Цены по нашему ассортименту выросли на 10 процентов. Причина тривиальная — стоимость материалов и комплектующих. Дорожают и плиты, и фурнитура (как у отечественных поставщиков, так и импорт). При этом поставщики готовят нас к тому, что рост цен продолжится.
Продажи мебели, ясное дело, от высоких цен не поднимутся. Богаче народ не стал: сами ходим в магазины, знаем, сколько денег там оставляем. Но нам как производителям деваться в этой ситуации некуда. Если придётся, поднимем цены ещё раз.
Сергей Шигин
генеральный директор фабрики шкафов «Роникон» (Московская обл.)
В этом сезоне цены на продукцию нашей фабрики не повышались. Дело в том, что основные усилия компании в 2010 году были направлены на разработку и продвижение новых изделий: в производстве появилась серия шкафов-купе с фасадами из плит МДФ, новая линейка распашных шкафов из шести серий. Заказную программу мы тоже значительно расширили — за счёт новых материалов.
Изменение ценовой политики в процессе внедрения новинок было нецелесообразным. Новые товары заполнили ценовые ниши, которые не были охвачены фабрикой ранее. А что касается удорожания материалов, могу сказать, что с поставщиками плит мы работаем на основе долгосрочных соглашений. Это позволяет снизить возможные риски и защитить интересы компании от внезапного повышения цен.
Андрей Горячев
коммерческий директор фабрики Rival (Рязанская обл.)
Мы незначительно — на четыре-шесть процентов — подняли цены, причём лишь на четыре модели диванов из сорока. Это коснулось только диванов-еврокнижек, в конструкции которых имеется дерево. Соответственно, прямая связь с летними пожарами и возросшей стоимостью бруса, который мы используем. Других изменений в том, что касается поставляемых на фабрику материалов и комплектующих, мы не отметили.
Светлана Самсонова
начальник отдела сбыта холдинга «Ладья» (Московская область)
Повышение цен — в пределах 3–5% — у нас прошло ещё в начале июля. Это никак не сказалось на характере спроса. С середины лета рынок начал расти, поэтому мы успели вовремя. Цены повысили на все группы товара.
Традиционно «Ладья» никогда не повышает цен осенью, на этот период мы пересматриваем политику скидок. Наши партнёры при больших объёмах закупок могут рассчитывать на более низкие отпускные цены. В качестве примера приведу приморскую сеть «Мебель-Град». Компания получила специальные цены, после того как выставила весь наш ассортимент и в разы увеличила объём товарных заказов.
29 ноября 2010 (№94)
Как провести оценку персонала, чтобы вдохновить сотрудников на развитие. Опыт Академии ГК ЦВТ
«Интердизайн» и ПЭК поделились подробностями внедрения комплексного складского аутсорсинга.
На ивановском предприятии исследуют, как технологии VR/AR можно использовать в процессе сборки готовой мебели, а также в производственных цехах.
Интернет-магазин как ключевой инструмент маркетинга, направленный на повышение общих продаж.
Прежде, чем запускать продвижение через блогеров, важно разобраться в тонкостях инфлюенсер-маркетинга.
Иваново может стать столицей композитных материалов.