Есть контакт!
На предстоящей выставке "Эвроэкспомебель" три разнопрофильных фабрики — "Свобода" (корпус), "ЭМФА" (кухни) и "Аллегро-стиль" (мягкая мебель) — будут представлять свои экспозиции под двумя логотипами — собственным и "Алешин-студии". Все три компании покажут авторские модели, разработанные персонально и исключительно для них внешним дизайн-бюро. До сих пор, насколько нам известно, подобных прецедентов в российском мебельном пространстве не случалось: к услугам независимого дизайнерского коллектива (подчеркнем — отечественного) никто из мебельщиков не обращался, а если обращался, то до контракта и собственно продукта дело не доходило, стало быть, подобные половинчатые контакты не в счет.
Кто у нас, собственно, отвечает за дизайн?
На одних фабриках (их все еще большинство) — никто. Там зорко отслеживают рыночные тренды, покупают за наличные и препарируют популярные модели, внедряя у себя на потоке придуманное соседом (такая мебель — вроде сборника застольных песен: слова и музыка народные).
В других компаниях (их тоже достаточно) — персонально генеральный директор, который считает нужным прикрыть собой любое ответственное направление.
Третьи опираются на свои корпоративные дизайн-бюро, а чаще — на универсальных конструкторов-дизайнеров-технологов, имеющих драгоценный практический опыт.
Четвертые (их наперечет) двигаются в Европу и нанимают западных спецов, соотнося профессионализм и известность последних с возможностями собственного кармана...
Разница в подходах колоссальная. Расслоение сознания налицо. И все же проблема дизайна как такового значительно эволюционировала за последние два-три года. Само понятие "дизайн" вынужденно подверглось переосмыслению и обогатилось полезными нюансами, чему способствовало, в частности, массовое увлечение программами брендинга. Озаботившись продвижением собственных торговых марок, мебельщики никак не смогли обойти вопрос о создании марочного товара (ведь продавать модели-близнецы под разными торговыми знаками — абсолютный нонсенс). А что такое марочный товар? Это, в первую очередь, фирменный, отличный от других облик мебели.
Приняв брендинг как рыночную реальность, скажем одно: это явление хотя бы в первом приближении спровоцировало позитивные перемены в сфере дизайна. Бесспорно, оно сопровождалось и бюджетной реформой. Если раньше серьезную долю затрат предприятий составляли вложения в оборудование и технологическое оснащение, то теперь, когда процесс техперевооружения в целом завершен, у компаний высвободились средства для более глубокой проработки собственного продукта. Другими словами, еще вчера мебельщикам не на что было даже мечтать об авторских коллекциях. Сейчас, в силу объективных обстоятельств, они могут себе позволить более или менее масштабные дизайнерские эксперименты.
Вполне возможным стал и альянс фабрик с независимыми проектировщиками. Правда, здесь до широкой практики пока далеко. Именно поэтому опыт общения "Свободы", "Энгельсской мебельной" и "Аллегро-стиля" с дизайнерами "Алешин-студии" представляет законный интерес и не может оставаться в тени.
Нетрудно предположить, что руководству всех трех компаний пришлось преодолевать ряд серьезных мировоззренческих барьеров. Во-первых, заказать проектирование мебели "на стороне" — значит, выпустить деньги за пределы собственной фирмы, что нелегко само по себе, а уж тем более в отсутствие понятных, проверенных временем схем финансового взаимодействия и разделения рисков. Во-вторых, надо было сломать исторически сложившуюся систему "натурального" хозяйства, в которую никакой аутсорсинг не вписывался по определению. В-третьих, преодолеть недоверие к "своим": известно, что любые европейские дизайнеры априори воспринимаются как специалисты хай-класса, а любые наши — всего лишь темные лошадки. И, наконец, надо было смириться с полным отсутствием выбора исполнителя, поскольку, кроме "Алешин-студии", практикующих отечественных дизайн-групп, декларирующих готовность работать для промышленного производства, у нас просто не наблюдается.
По-видимому, все эти проблемные зоны заказчики успешно миновали. Финансовый консенсус был найден, форма отчетности утверждена, общий взгляд на цели и задачи сформирован.
Алешинская команда, в свою очередь, получила наконец шанс предъявить рынку не только экстравагантные концепт-шоу и тысячи гигабайт "эскизной массы", но и продукты, рассчитанные на серийный выпуск и реальные продажи.
В "Крокусе" мы сможем увидеть живьем результаты полугодовой совместной работы. А пока представляем три проекта в виртуальном 3D-исполнении.
Осознанная необходимость "Свободы"
Две новые модели спален от рыбинской "Свободы" — лишь малая часть будущей мебельной программы "Дом без границ"©, о которой компания пока не считает нужным распространяться. Известно лишь, что эта универсальная продуктовая линейка задумана как единое стилистическое целое и призвана постепенно заменить весь нынешний модельный ряд "Свободы", определив, по сути, ее лицо и рыночную индивидуальность.
Впрочем, уже первая порция мебели, предъявленная фабрикой на выставке, позволяет оценить масштаб и смысл новой ассортиментной политики.
Впервые "Свобода" делает серьезную заявку на собственный узнаваемый стиль. Скажем больше: отныне "Свобода" готова рассматривать дизайн как основной, приоритетный фактор в конкурентной борьбе. Внедряя эксклюзивный модельный ряд, фабрика рассчитывает сформировать круг поклонников своей мебели и своей марки. Генеральный директор компании Александр Петров считает, что именно выработка характерного фирменного почерка позволит фабрике нормально развиваться в контексте очевидной индивидуализации потребительских запросов (в скобках же заметим, что способность создать фирменный стиль считается в кругу мебельной элиты главным критерием творческой состоятельности и профессионализма).
Смелые искания "Свободы" тем более знаменательны, что до сих пор ее модельный ряд не отличался ни стилевой определенностью, ни цельностью. "Свобода" увлекалась слегка упрощенной "немецкоподобной" классикой, пробовала работать с современными геометричными формами, не сдерживала себя в выборе декоров: наряду с массовыми, одобренными рынком "вишней" и "буком" в ее ассортименте можно было увидеть, скажем, лакированную спальню в брутальных темно-синих тонах.
Теперь разностилье и дизайнерская "самодеятельность" уходят в прошлое. "Свобода" твердо определилась с концепцией продукта и рыночным сегментом (средний и VIP).
29 мая 2005 (№39)
Родом из Саранска.
Как провести оценку персонала, чтобы вдохновить сотрудников на развитие. Опыт Академии ГК ЦВТ
«Интердизайн» и ПЭК поделились подробностями внедрения комплексного складского аутсорсинга.
На ивановском предприятии исследуют, как технологии VR/AR можно использовать в процессе сборки готовой мебели, а также в производственных цехах.
Интернет-магазин как ключевой инструмент маркетинга, направленный на повышение общих продаж.
Прежде, чем запускать продвижение через блогеров, важно разобраться в тонкостях инфлюенсер-маркетинга.