Юнайтед Панел Груп как движущая сила Второй мебельной революции в России

На выставке «Мебель-2003» компания представила свою новую продукцию — МДФ

Об интересе мебельщиков к МДФ отечественного производства можно было судить по многочисленности и уровню аудитории, которую собрала презентация нового продукта ЮПГ. В зале сидели не только представители крупных мебельных и плитных предприятий, но и настоящие зубры отрасли, при имени которых и сегодня специалисты снимают шляпу. Александр Старых, генеральный директор ООО «Техниксервис СБ-инжиниринг», занятый сейчас реализацией нескольких проектов по строительству заводов ДСП с иностранным участием, Геннадий Дидяев, представляющий нынче Московский экспериментальный завод ДСП и Д, но большинству присутствующих известный еще по работе в Минлеспроме. Экспертов интересовало буквально все: срок окупаемости проекта (услышав, что всего три года, г-н Старых воскликнул: «Не может быть!"), сохранилась ли в Жешарте приемка сырья по сплаву и намерены ли внедрять на заводе метод осмоления сухого волокна (ответ: экологичный и экономичный метод сухого осмоления внедрять будут, а сырье уже шесть лет завозят только по железной дороге и автотранспортом, вполне удовлетворил г-на Дидяева), каким образом ЮПГ собирается выпускать 135 тысяч кубометров плит в год, если проектная мощность закупленной ими линии вдвое меньше (об этом чуть позже).

Дотошность специалистов легко объяснима. Пуск полномасштабного завода по производству плит само по себе достаточно редкое событие. В последний раз такое случилось в Шарье, но Kronostar строился с привлечением иностранных инвесторов. Завод в Жешарте — свой, отечественный, что вдвойне приятно. А, учитывая, что производить на нем начали остродефицитные плиты МДФ, переоценить значение события трудно.

О важности вступления в строй нового предприятия для всей мебельной России говорил и Андрей Шнабель, заместитель генерального директора АПМДПР.

— В свое время древесно-стружечные плиты произвели революцию в мебельном мире: все технологии, оборудование, механизация, автоматизация, режимы современного производства в том виде, в котором мы сейчас видим, начали появляться и бурно развиваться после появления ДСП. Вторая революция в мебельном производстве была связана с изобретением древесно-волокнистых плит средней плотности, или МДФ. Поскольку эти плиты представляют собой, по сути, нормализованную древесину, их можно обрабатывать так же, как массив, получая широкую гамму изделий любой сложности: от погонажа до резьбы по дереву.

Вплоть до недавнего времени плоды второй волны революции в плитном производстве, проще говоря, МДФ, мебельщикам приходилось импортировать. Небольшой завод в Шексне мощностью 50 тысяч кубометров в год и совсем уж крошечное производство в Балабанове не покрывали и шестой части потребности. И это при том, что в нашей стране лишь 20% мебели изготавливается с применением МДФ, за рубежом — 70%. С пуском завода в Жешарте мебельщики наконец смогут получать отечественные МДФ самых различных толщин, не уступающие по качеству импортным.

К решению выпускать МДФ в Юнайтед Панел Груп пришли не сразу. В наследство от советского времени компании достался один из 4 крупных заводов ДСП-250. О трех из этих предприятий остались сегодня лишь воспоминания, заводу на территории Жешартского фанерного комбината повезло куда больше. Хотя в 1994 году он прекратил свое существование и, как многие предприятия, в значительной степени был разворован, кое-что все-таки осталось. Поэтому первой мыслью было возрождение ранее существующего производства. Руководители ЮПГ даже заказали нескольким зарубежным фирмам проекты по восстановлению завода. Однако после консультаций с ведущими экспертами, скрупулезного изучения рынка от первоначального плана отказались.

В конце марта прошлого года было принято окончательное решение: на базе бывшего завода ДСП-250 строить предприятие по производству МДФ.

От прежнего производства постарались использовать все, что можно: производственные мощности, позволяющие производить МДФ, биржу сырья и т. д. Это помогло достаточно быстро реализовать проект. Однако специализированное оборудование для производства МДФ пришлось закупать заново.

Партнером ЮПГ выступил Сбербанк России, выдавший основной объем кредита. Общие затраты на реализацию проекта составили 20 млн. долл.

Продавца долго искать не пришлось: новая линия по производству МДФ шведского концерна Metso с 1994 года ждала, когда ее смонтируют на московском ДОКе №4. Правда, мощность линии была всего 70-80 тысяч кубометров, что руководителей ЮПГ явно не устраивало: они намерены были выпускать, как минимум, вдвое больше плит, тем более, что пресс позволяет производить до 170 тысяч кубометров МДФ в год. Вторая проблема, с которой столкнулись при покупке — на деревообрабатывающем комбинате, судя по всему, намерены были выпускать плиты для производства ламинированных половых покрытий, из-за чего целый ряд установок, предназначенных для окорки и сортировки сырья, удаления смоляных столпов и иных посторонних включений, не был предусмотрен. Поэтому, едва приобретя новую линию, тут же занялись модернизацией и дооснащением ее оборудованием лучших зарубежных производителей, изменением технологических режимов, усовершенствованием системы управления. Это позволило не только перекрыть проектную мощность, но и расширить ассортимент, создать предпосылки для выпуска МДФ самого высокого качества.

Еще одна проблема, которую пришлось срочно решать — кадры. Опытных специалистов разыскивали по всей стране. К марту, когда было принято окончательное решение о строительстве завода по выпуску МДФ, на предприятии работали 7 специалистов.

Предмет особой гордости ЮПГ — научный технический центр, оснащенный компанией IMAL (итальянской «дочкой» Siempelkamp). По сути, это мини-завод, на котором в миниатюре представлено все оборудование основного предприятия.

Задач у НТЦ много. Среди основных — отработка технологий, позволяющих достигнуть оптимальных соотношений плотности и физико-механических свойств плит, изготовление продукции под заказ, когда клиенту требуется плита с особыми характеристиками. Но главное — научные изыскания.

— Мы убеждены, что плиты МДФ — наиболее интеллектуально емкие, в том смысле, что заложенный в них потенциал еще полностью не раскрыт. Наличие лаборатории позволяет надеяться, что мы сможем выпускать не только те плиты, которые от нас ждут, но и создавать материалы с принципиально иными свойствами, — говорит генеральный директор ЮПГ Сергей Андреяхин.

Первые работы, связанные с монтажом оборудования, начались 19 ноября прошлого года, а в сентябре строительство было завершено. Сегодня предприятие уже работает в круглосуточном режиме.

Пока на заводе выпускаются плиты толщиной 16 мм, но оборудование позволяет производить МДФ толщиной от 3,2 до 19 мм.

Планируется изготавливать плиты трех видов: повышенной плотности, толщиной от 6 до 9 мм, которые используют для изготовления ламинированных половых покрытий. Плиты МДФ средней плотности (810±60), толщиной от 6 до 19 мм, и легкие, толщиной от 21 до 27 мм.

Формат плит после раскроя может составлять от 2,75 до 3,15 м длиной и от 1,58 до 1,66 м шириной. Плиты будут выпускаться в соответствии с европейскими стандартами Е 622. Благодаря собственному цеху смол на заводе рассчитывают в кратчайшие сроки освоить выпуск плит класса эмиссии Е1. Изготавливать МДФ будут, в основном, из березового сырья, поэтому плиты будут светлыми, что само по себе является серьезным конкурентным преимуществом.

На предприятии остались свободные площади. Их намерены использовать для производства МДФ с односторонним ламинированием, а также выпускать из МДФ полуфабрикаты, ассортимент которых пока не определен. Среди вариантов: ламинированное напольное покрытие, производство погонажа, укутываемого в пленку ПВХ, стеновые панели. Выпуск полуфабрикатов не скажется на объемах основного производства: их будут производить за счет резервных мощностей, которые составляют около 40 тысяч кубометров продукции в год.

Как заявляют топ-менеджеры ЮПГ, кубометр плит будет стоить около 330-350 долларов: дешевле, чем немецкие аналоги, но дороже, чем плиты Шексны. При поставках продукции в отдаленные районы будут применяться поправочные коэффициенты, учитывающие расходы на транспортировку.

— Хотя к нам поступают запросы из Сирии, Ирана и Ирака, самым значимым для нас является российский мебельный рынок. Более 85 процентов плит будут предложены мебельщикам РФ и СНГ. Из них 40 процентов поступят в Центральный регион, 20 процентов — в Северо-Западный и столько же в Поволжье, где сегодня активно развивается мебельная промышленность. Около 10-15 процентов от общего производства плит, в основном, тонких: 8 и 10 мм, получат строители — для производства дверей, стеновых и потолочных панелей.

О том, что без применения плит МДФ невозможно изготовить более-менее конкурентный продукт, говорили и мебельщики.

Илья Соломонов, генеральный директор компании VIRS:

— Еще 5-6 лет назад нам приходилось долго и подробно объяснять покупателям, что это за чудо-материал — МДФ, какие у него свойства и чем он отличается от дерева. Сегодня многие посетители наших салонов уже целенаправленно ищут мебель из МДФ. Мы были рады услышать, что ЮПГ намерена производить плиты разных толщин, а также готова принимать заказы на специальные плиты, к примеру, на водостойкие, которые используются при изготовлении мебели для кухонь и ванных комнат.

Ольга Бережная

 
читайте также 05 апреля 2021 Анатомия дефицита

Чего больше не хватает на рынке – ДСП или взаимопонимания.


05 ноября 2020 Впечатление длиной в пятнадцать лет

Топ-менеджеры и основатели Impress делятся воспоминаниями, эмоциями, оценками и надеждами на будущее.


21 октября 2020 Сервис класса 5 звёзд

Группа компаний «Древиз» начала модернизацию своей складской сети.


19 октября 2020 Шанс для Шексны

Шекснинский комбинат древесных плит перешёл к новым собственникам.


26 мая 2020 Материя первична

«Мебельный бизнес» продолжает отраслевую дискуссию о стандартах, которым должна соответствовать «экономичная» мебель.


16 марта 2020 Проблемный градус

Разогреет ли аномально тёплая зима цены на древесные материалы: «Мебельный бизнес» обратился к представителям ведущих предприятий сектора.

Номер вышел в свет