За прошедшие 6 месяцев нынешнего года по Российской Федерации в целом отмечен рост производства мебели: 111,4% к первому полугодию 2009-го (таблица 1). Однако при сопоставлении текущих показателей с оперативными данными по прошлому году (а они оказались ниже уточнённых) рост окажется не таким убедительным — 104,3%. А если учесть июньский индекс цен на мебель (103,55%), то придётся признать, что в сопоставимых ценах мы имеем минимальный рост объёмов. Следовательно, объективная картина свидетельствует скорее о стагнации в отечественной мебельной промышленности.
По федеральным округам некоторый рост можно отметить только в Северо-Западном, Приволжском, Южном и Сибирском. Самое значительное снижение выпуска мебели наблюдалось в Уральском федеральном округе. В сравнении с докризисным 2008 годом отставание по мебели составляет 20% в действующих ценах.
Объёмы производства основных позиций мебели в натуральном выражении приведены в таблице 2. По сравнению с 2009 годом перечень учитываемых товарных групп существенно увеличился (предусмотрен сбор данных по 57-ми позициям мебельного ассортимента, в то время как раньше статистики оперировали перечнем из 7-ми позиций). Новый порядок учёта мебельного ассортимента введён с 1 января 2010 года и находится в стадии внедрения.
На наш взгляд, публиковать данные по всем учитываемым товарным группам нецелесообразно по двум причинам — во-первых, это излишнее дробление отдельных субпозиций, во-вторых, — большой разброс данных по ряду подсубпозиций. Поэтому АМДПР представляет показатели по производству наиболее значимых позиций мебельного ассортимента. Из приведённых данных можно сделать вывод о том, что вновь введённая модель отчётности пока не охватывает весь круг производителей мебели: по целому ряду позиций (стулья, кресла, диваны, тахты, кушетки на металлическом каркасе, шкафы для столовой и гостиной) темпы роста не корреспондируются с динамикой производства мебели в стоимостном выражении.
В первом квартале 2010 года импорт мебели в Россию снизился на 14,2% к уровню аналогичного периода прошлого года, что дало повод надеяться на активизацию процесса импортозамещения на отечественном мебельном рынке и, соответственно, на упрочнение положения российских поставщиков. Однако итоги первого полугодия говорят об обратном. Общий ввоз мебели из-за рубежа увеличился на 18,1%, в том числе: из стран дальнего зарубежья — на 17,6%, из Китая — на 76,3%, из Беларуси — на 22,8%. При этом отмечен дальнейший рост стоимости 1 кг импортной мебели по всем основным позициям, кроме медицинской мебели.
В то же время данные, приведённые в таблице 4, наглядно иллюстрируют, насколько невыгоден для импортёров ввоз в Россию «дешёвой» корпусной бытовой мебели стоимостью до 1,8 евро/кг. По всем учитываемым позициям «дешёвого» ассортимента произошло сокращение поставок на треть. В суммарном объёме доля «дешёвой» мебели составила менее 10%.
В группе «дорогой» мебели имел место средневзвешенный рост цены 1 кг товара на 11%.
Опережающими темпами в первом полугодии рос импорт деталей мебели: плюс 36,6% к первому полугодию 2009 года, при этом цена 1 кг деталей мебели выросла на 38%.
По всем ассортиментным группам мебели, ввозимой из Китая (таблица 5), отмечен устойчивый рост поставок. Импорт из Поднебесной превысил уровень первого полугодия докризисного 2008 года в 1,5 раза. По ценовым характеристикам китайская мебель дешевле аналогов из других стран дальнего зарубежья, но дороже белорусской мебели.
Прирост экспорта мебели из Российской Федерации (таблица 6) в первом полугодии составил 12,8% к аналогичному периоду прошлого года. Весь прирост получен за счёт отгрузки продукции в страны СНГ: плюс 46%. А в страны дальнего зарубежья поставки готовой мебели снизились на 6,1%.
При этом, если сравнить объёмы мебельного экспорта за 6 месяцев 2010-го с фактическими объёмами в первом полугодии докризисного 2008 года, увидим, что поставки сократились в долларовом выражении на 11%, несмотря на благоприятную курсовую разницу для развития экспортного потенциала.
Доля мебельных товаров (включая части мебели), идущих на экспорт, в общем объёме национального производства мебели составляет около 10%. Ориентация подавляющего большинства отечественных фабрик только на внутренний рынок остаётся неизменной и является большой проблемой на пути реального повышения конкурентной способности вырабатываемой продукции.
В таблице 7 приведены данные по экспорту частей мебели из древесины. Снижение поставок этой продукции в страны дальнего зарубежья, в первую очередь на рынок Европы, связано со спадом деловой активности в мебельной промышленности ряда европейских стран, с одновременным усилением конкурентной борьбы среди поставщиков комплектующих.
Однако опережающими темпами развивался российский экспорт частей мебели в страны СНГ, что свидетельствует о налаживании взаимовыгодных кооперативных связей на пространстве ближнего зарубежья.
Российские мебельщики постепенно уменьшают свою долю на внутреннем рынке. Это становится очевидным, если сопоставить итоговые показатели в долларовом выражении за первое полугодие текущего года с аналогичными результатами за первое полугодие 2008-го (таблица 8).
В целом рынок сократился на 27%, тогда как импорт уменьшился только на 18%, в том числе из стран дальнего зарубежья — на 13%. Деформация рынка в значительной степени связана со снижением покупательного спроса. Однако это в меньшей степени затронуло импортную продукцию, несмотря на существенные ввозные таможенные пошлины на мебель. Как нам представляется, импортёры продолжают рассматривать российский мебельный рынок как перспективный, работают гибко, успешно расширяя освоенные ранее и занимая новые рыночные ниши.
С другой стороны, российские мебельщики не пытаются потеснить на рынке импортную мебель, а основное внимание продолжают уделять конкурентной борьбе с отечественными коллегами. Это тупиковый путь для мебельной промышленности, особенно в контексте присоединения России к ВТО, которое, как нам представляется, не за горами.
Большинство российских мебельных предприятий располагают современным производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, имеют широкий доступ к передовым технологиям, материалам, дизайнерским разработкам. Созданы необходимые условия для дальнейшего полноценного развития промышленности. Требуется воля руководителей компаний для реализации этих возможностей в ближайшие 2–3 года. В первом полугодии предприятия по выпуску древесных плит и фанеры работали устойчиво (таблица 9). По сравнению с первым кварталом текущего года индекс производства древесно-стружечных плит увеличился на 11,3 пункта. Основные потребители ДСП — мебельные компании, поэтому можно надеяться на повышение активности работы мебельного сектора во втором полугодии. В производстве фанеры и ДВП сухого способа производства сохранились высокие темпы роста, хотя и произошло некоторое снижение этих показателей по сравнению с темпами первого квартала. К достигнутому уровню производства в первом полугодии 2008 года выпуск фанеры составил 92%, ДСП — 88%, ДВП — 77%. Производство строганого шпона сохраняется в небольших объёмах — для удовлетворения местных нужд — и практически не оказывает влияния на удовлетворение спроса на натуральные облицовочные материалы на российском рынке. Позитивные тенденции в развитии экспорта древесных плит, которые мы отмечали по итогам работы за январь-март, полностью подтвердились и во втором квартале. За 6 месяцев по всем учитываемым позициям поставки ДСП и плит MДФ росли. Строительство новых заводов и техническое переоснащение действующих плитных предприятий позволили отечественной промышленности древесных плит выйти за последние 5 лет на новый качественный уровень производства. Потребности внутреннего рынка в плитной продукции за счёт собственного производства удовлетворяются более чем на 90%, динамично развивается экспортное направление.
29 августа 2010 (№91)
Генеральный директор АМДПР России Тимур Иртуганов выступил с докладом на пленарном заседании Петербургского международного лесопромышленного форума, проходившего 25–26 сентября в Петербурге (организатор — ВО «Рестэк»). В 2018 году Россия увеличивала поставки мебельной продукции и на Запад, и на Восток. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России предоставила «МБ» основные данные о работе отрасли за январь-март 2018 года. По итогам 2017 года мебельщики оказались в группе лидеров среди обрабатывающих отраслей. Российские DIY-ритейлеры не выдерживают конкуренцию с международными игроками и вынужденно замещают часть ассортимента мебелью и товарами для дома.Производство древесных плит, фанеры и строганого шпона
Экспорт древесных плит
07 июня 2019
Фанерщики договорились о полноценном обмене информацией
30 мая 2019
Экспорт широким фронтом
09 сентября 2018
Квартальный отчёт
02 апреля 2018
Четвёртые в негласном соревновании
20 июля 2017
Рынок DIY в эпоху перемен