Официальные данные Росстата свидетельствуют, что в I квартале 2009 года глобальный кризис самым существенным образом затронул отечественную мебельную промышленность. Объём производства по итогам трёх месяцев снизился на 19,5% к соответствующему периоду 2008 года в текущих ценах (таблица 1). С учётом индекса потребительских цен на мебель 112,2% (при общем 114,1%) падение производства составило в сопоставимых ценах 28% и реально достигло лишь 72% к уровню I квартала 2008 года. Наибольшее падение, по вполне понятным причинам, отмечено в производстве офисной мебели: около 40%.
Цифры, приведённые Росстатом по итогам работы за 4 месяца (знаменатель в таблице 1), свидетельствуют о сохраняющейся тенденции к снижению выпуска мебели. Наибольшие трудности испытывают регионы с развитой мебельной промышленностью, например, Центральный федеральный округ. Одновременно с этим, в районах, где отсутствуют крупные производители мебели, отмечается рост объёмов производства в сравнении с соответствующим периодом прошлого года, по-видимому, за счёт увеличения спроса на местную мебель от малых предприятий, имеющих меньшие издержки производства (Дальневосточный федеральный округ — 105,9%; Сахалинская область — 122,1%; Хабаровский край — 149,8%; Курская область — 124,7%; Липецкая область — 143%; Тульская область — 122,1%; Мурманская область — 160,8%; Ставропольский край — 125,5).
Существенное снижение производства в I квартале и по итогам четырёх месяцев подтверждают данные о выпуске мебели в натуральном выражении по учитываемому ассортименту (таблица 2). Исходя из этих данных, можно также сделать некоторые выводы о формировании отложенного спроса населения на бытовую мебель. Так, при падении производства кроватей деревянных на 20%, в течение четырёх месяцев сохранялся устойчивый рост спроса на матрасы. По итогам трёх месяцев производство этих изделий составило 124,5%, а четырёх месяцев — 107,5% к соответствующему периоду прошлого года.
Девальвация рубля в конце 2008-начале 2009 годов по отношению к основным валютам (доллар и евро) существенно отразилась на ввозе мебели в Россию.
В I квартале импорт составил в целом 83,4% к соответствующему периоду 2008 года, в том числе из стран дальнего зарубежья — 90,1%, из Белоруссии — 50,9% (таблица 3).
Сокращение почти вдвое поставок мебели из Белоруссии можно объяснить тем, что большая её часть поступала из особых экономических зон и была фактически реэкспортом из ЕС. Падение курса рубля снизило эффективность этого вида бизнеса, и он оказался неконкурентоспособным на российском рынке в сравнении с торговлей отечественной мебелью.
В группе мебели, по которой было произведено ценовое разделение (стоимостью до 1,8 евро за кг и выше 1,8 евро за кг), положительные темпы импорта сохранились в основном в секторе дорогой мебели (128% к уровню 2008 года). Одновременно заметно уменьшилась доля дешёвой мебели, что можно объяснить усилением влияния ценовой границы действия специфической составляющей таможенной пошлины (0,75 евро за кг) в связи с девальвацией рубля.
Сократился импорт частей мебели из древесины (таблица 4).
Самым существенным образом снизились темпы роста ввоза мебели из Китая. При этом в I квартале 2009 года они сохранились положительными (116%). За первые три месяца текущего года мебельный импорт из Поднебесной составил около 67 млн. долл., в то время как в I квартале 2008-го в Россию из КНР было ввезено мебели на 58 млн. долл.
В соответствии с общей рыночной обстановкой сократился экспорт российской мебели, как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ: 70,2% и 58,2% соответственно. Следует отметить также, что параллельно на 20–30% снизилась цена экспортируемой мебели.
Одновременно произошло снижение экспорта частей мебели из древесины (62% к аналогичному периоду прошлого года). Доли экпорта деталей в дальнее зарубежье и СНГ практически не изменились.
В связи с резким снижением производства мебели сократились потребление и, соответственно, выпуск основных конструкционных материалов — древесных плит. Так, с января по март 2009 года по отношению к I кварталу 2008-го объём производства ДСП составил 71,3%, твёрдых ДВП — 57%. Производство фанеры едва превысило 60-процентную планку по отношению к I кварталу прошлого года. Однако оно привязано, главным образом, к ситуации на внешних рынках, а там появились первые признаки оживления.
Производство товарного строганого шпона внутри страны практически прекратилось: его объём составил 374,6 тыс. кв. м, или 19,3% к показателю 2008 года.
Наряду с сокращением отечественного производства плит опережающими темпами продолжалось снижение импорта плитных материалов. Всего в Россию было ввезено древесностружечных плит в объёме 44 млн. куб. м, что составило примерно 46% к импорту в I квартале прошлого года.
Экспорт древесных плит, в отличие от импорта, сохранил положительные темпы — 109,4% к уровню I квартала 2008 г., в основном за счёт вывоза необлицованных плит.
Цены на ДСП были при экспорте существенно снижены: на 20% — на необлицованные и до 30% — на облицованные плиты.
Резко уменьшился экспорт плит МDF, цены же на этот вид продукции практически остались без изменения.
29 июня 2009 (№80)
Генеральный директор АМДПР России Тимур Иртуганов выступил с докладом на пленарном заседании Петербургского международного лесопромышленного форума, проходившего 25–26 сентября в Петербурге (организатор — ВО «Рестэк»).
В 2018 году Россия увеличивала поставки мебельной продукции и на Запад, и на Восток.
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России предоставила «МБ» основные данные о работе отрасли за январь-март 2018 года.
По итогам 2017 года мебельщики оказались в группе лидеров среди обрабатывающих отраслей.
Российские DIY-ритейлеры не выдерживают конкуренцию с международными игроками и вынужденно замещают часть ассортимента мебелью и товарами для дома.