«Цель Баухауса — не стиль, не система, не догма или канон, не рецепт и не мода! Он будет жить, если будет за вечно изменчивой формой искать квинтэссенцию жизни!»
Вальтер Гропиус, немецкий архитектор, один из основателей и директор Баухауса.
Высшая школа строительства и художественного конструирования была открыта Вальтером Гропиусом как заведение нового типа: убеждённый утилитарист собрал кружок энтузиастов нового искусства, чтобы доказать буржуазной Германии правоту своих идеалов.
Просуществовавшая всего 14 лет, академия безвозвратно поменяла фундаментальные принципы проектирования. В «Манифесте» Bauhaus от 1919 года студенты и преподаватели славили принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, а также декларировали идеи повышения качества промышленной продукции. Сподвижники Гропиуса, как и сам мэтр, видели целью своего труда удовлетворение массовых потребностей. Излишняя декоративность, присущая классическим архитектурным ордерам, была оспорена, а эстетика промышленных товаров навсегда слилась с понятиями «простота», «эргономика», «экономичность».
Школа выпустила поистине звёздное поколение профессионалов, в числе которых типограф Герберт Байер, художник по текстилю Анни Альберс и скульптор Марианна Брандт. Преподавателями Bauhaus в разные периоды были Василий Кандинский, Пит Цварт и Мис ван дер Роэ.
Вместе с тем — пожалуй, это даже более важно — Bauhaus стал примером грандиозного социального и творческого эксперимента.
Синтетический «Город Солнца» для дизайнеров, архитекторов, модельеров и художников, идиллическое сообщество равных, Bauhaus в полной мере отвечал авангардному духу своего времени. И, безусловно, если бы не приход к власти Адольфа Гитлера, положивший конец свободолюбивым настроениям Веймарской Республики, Bauhaus в своём первозданном виде просуществовал бы многие годы. К сожалению, в 1933 году Мис ван дер Роэ закроет школу.
Тем не менее, выпускники и профессора Bauhaus сохранили дух академии, сделав идеи и принципы альма-матер международным достоянием.
Преодолев внутренние противоречия, политические нападки, и разруху, в 2019-ом году детище Вальтера Гропиуса подтверждает своё право на бессмертие.
В здании школы Bauhaus в Дессау планируется открыть музей. Авторами нового-старого пространства выступили дизайнеры барселонского бюро Gonzalez Hinz Zabala. Испанцы бережно переосмыслили архитектуру культового академического квартала, построенного Вальтером Гропиусом.
Вторая по величине коллекция работ и документов, посвященных знаменитой школе, будет выставлена в просторных светлых интерьерах с панорамным остеклением — именно таких, какие одобрил бы сам мэтр.
Bauhaus-Archiv организует в январе в Берлине фестиваль в лучших традициях bauhauswoche 1919 — первой выставки достижений Bauhaus. Музей предложит серию художественных, музыкальных и театральных перформансов, посвящёенных изучению взаимосвязи между телом, пространством и движением, а также между человеком и машиной.
«Bauhaus на колёсах» проедет полмира, чтобы доказать актуальность идей Веймарской школы.
«Кругосветный» автобус Wohnmaschine — мини-копия знаменитого кампуса академии — собран молодым немецким архитектором-минималистом Ваном Бо Ле-Ментцлем.
Покинув Дессау в начале января, автобус отправится в Берлин, а уже оттуда возьмет курс на Киншасу и Гонконг. Организаторы «турне» верят, что большое путешествие привлечёт внимание к интернационалистским идеям школы, и позволит познакомить, как можно больше людей с лучшими проектами членов объединения Bauhaus.
Три недели и три города, сыгравших в истории Bauhaus существенную роль. Triennale der Moderne призвана воссоздать «модернистскую карту местности» времен Гропиуса и Ван дер Роэ.
04 января 2019 (№175)
Ли Эделькорт предрекает усиление Slow Movement.
Итальянские феминистки недопоняли миланскую инсталляцию Гаэтано Пеше.
Челябинские дизайнеры пообщались вдоволь.
Голландские дизайнеры предлагают напечатать на 3D-принтере утраченные фрагменты Нотр-Дам.
Компания LG представила на CES2019 первый в мире скручивающийся телевизор.