Пока не горит

Редакция "Мебельного бизнеса" получила разъяснения от МЧС по поводу нашумевшего Приказа №89.

17 августа 2020

Редакция "Мебельного бизнеса" получила разъяснения от МЧС по поводу нашумевшего Приказа №89.
14 августа вступил в силу Приказ МЧС России №89 от 14.02.2020, запрещающий, в частности, размещать мебельные магазины на первых этажах многоквартирных домов (в официальной формулировке – жилых зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3). Новость растиражировали многие СМИ и информационные агентства, не вникая в специфические подробности. 
 
Собственно, Приказ МЧС представляет собой перечень изменений к Своду противопожарных правил, изданному 7 лет назад (СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям»). «Мебельный бизнес» решил прояснить, по каким причинам в запретные списки попали мебельные операторы и какие кары грозят им за неисполнение новой правовой инициативы МЧС.
 
Редакция «МБ» обратилась в «чрезвычайное» Министерство с официальным запросом. Мы спросили: 
 
1. Чем обусловлено решение о запрете размещения мебельных магазинов на первых этажах жилых зданий? Имеется ли в распоряжении Министерства статистика, подтверждающая повышенную опасность мебели как товара (по сравнению с книгами и одеждой, например)?
2. Касается ли запрет всех ранее существовавших магазинов или только  вновь открываемых?
3. Имеются ли в распоряжении МЧС данные о количестве мебельных торговых точек, подлежащих закрытию?
4. В какие сроки мебельные магазины на первых этажах многоквартирных домов должны быть закрыты? Какие санкции предусмотрены за несоблюдение установленных сроков?
5. Предусмотрены ли какие-либо субсидии и компенсации добросовестным предпринимателям в связи с ликвидацией торговых площадок?
6. Касается ли вновь введённый запрет точек, торгующих мебелью из металла, матрасами и товарами для сна?
7. Мебельные магазины, расположенные на первых этажах жилых зданий обычно не имеют обширных складских помещений и обязательно оснащены сигнализацией и средствами пожаротушения в соответствии с нормами МЧС. Количество образцов мебели на единицу площади в таких магазинах не превышает соответствующий показатель для обычных жилых квартир, не оснащённых, как правило, никакими средствами пожаротушения. Не стоит ли признать, что опасность возникновения пожара в жилом фонде на порядок выше, чем в мебельном магазине на первом этаже? В связи с этим - вопрос: не планирует ли МЧС вовсе запретить использование мебели (или, говоря министерским языком, «ограничить её размещение в жилой части многоквартирных домов»)? Мало ли.
 
Надо признать, ответ от пресс-службы Министерства пришёл оперативно. В письме нам на всякий пожарный случай сообщили, что «с 14 августа начали действовать уточнённые требования к подпольям и техническим этажам... Требования к мусоропроводам были и раньше, в новой редакции они расширены и дополнены. Требования к бельепроводам ранее отсутствовали – в новую редакцию они включены впервые».
 
Что касается непосредственно мебельной темы, приводим текст от МЧС без сокращений.
 
«В соответствии с требованиями п. 5.2.8 СП 4.13130.2013 Изменения №1 в жилых зданиях не допускается размещение магазинов по продаже мебели, если они относятся исключительно к специализированным предприятиям торговли типа «Мебель» по ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». Указанное обстоятельство обусловлено их повышенной пожарной опасностью в связи с наличием складских помещений с большим количеством горючих материалов, включая синтетические. На организации дизайн-студий и офисов, занимающихся оформлением заказов на изготовление или покупку мебели без осуществления процессов непосредственной продажи, хранения и отгрузки готовой продукции, требования п. 5.2.8 СП 4.13130.2013 (где как раз идёт речь о мебельных розничных точках, - прим. ред.) не распространяются.
Также сообщаем, что в отношении объектов, которые были введены в эксплуатацию до момента утверждения новых нормативных требований пожарной безопасности, следует руководствоваться положениями части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
 
Подытожим. 
 
Вряд ли Министерство просчитывало возможный негативный экономический эффект от своих директивных новаций. Ну, действительно, не дело МЧС – задумываться о проблемах коммерсантов и промышленников. 
 
Можно предположить также, что механизмы применения новых противопожарных требований пока подвисают в воздухе. Во всяком случае, в письме МЧС нет и намёка на отработанные процедурные схемы. 
 
Наконец, обнадёживает заявление о том, что действующие мебельные торговые точки на первых этажах жилых многоквартирных домов не попадают под снос. А как выкручиваться мебельщикам, планирующим открытие новых площадок в будущем, подсказывает само МЧС: если вы оборудуете не магазин, а дизайн-студию или шоу-рум без склада, к вам, вроде, не должно возникать неприятных вопросов.
 
Таким образом, из официального разъяснения МЧС не следует, что на мебельный стрит-ритейл наложен жёсткий запрет. Общаться с клиентами, принимать заказы, демонстрировать образцы на подиуме - разрешается. Остаётся лишь один вопрос: как воспримут приказ пожарные инспекторы на местах. Поймут ли они его правильно, не проявят ли излишней инициативы, не воспользуются ли как поводом для внеплановых проверок? 
 
 
 
 
 

вернуться к списку новостей

Номер вышел в свет