Через тернии — к звездам
В сентябре Инзенский ДОЗ отпраздновал 100-летний юбилей
Для любителей светской хроники сообщаем, что событие прошло на самом высоком уровне. Официальная часть программы предусматривала концерт в отремонтированном ДК, матч заводской футбольной команды с московскими ветеранами-мастерами во главе с легендарным олимпийцем Гавриловым (2:2) — на городском стадионе, недавно выстроенном на средства ДОЗа. Состоялись также показательные заезды секции картингистов, давно опекаемых гендиректором завода. Заслуживает упоминания праздничный фейерверк: знатоки утверждают, что по красоте и продолжительности подобного раньше не было ни в Инзе, ни в губернии.
Помимо инзенского населения в торжествах приняли участие иностранные и российские партнеры предприятия, представители деловых и финансовых кругов, местная и областная власть во главе с ульяновским губернатором. В числе коллег по цеху были замечены Сергей Киверин и Александр Пшеничников ("Заречье"), Эдуард Савушкин ("БиС-Н"), а также г-н Батырев с супругой ("Добрый стиль"), которые, кстати, гостеприимно предоставили для банкета свой загородный дом в Юлово на берегу живописного озера. Там же была устроена взлетно-посадочная полоса для мотодельтаплана, так что VIP-гости могли брать первые уроки парения. Желающих оказалось много: за два летных дня практически все присутствующие, включая иностранцев, встали на крыло (под неодобрительные взгляды зам. гендиректора АПМДПР г-на Шнабеля).
Многие мебельщики обещались быть на торжество, но не всем это удалось — помешали срочные дела, заграничные командировки. Кстати, "Мебельный бизнес" ради участия в юбилее вынужден был отказаться от поездки в Китай в составе отраслевой делегации. А г-н Шнабель (известно, какую роль этот человек сыграл в счастливой судьбе Инзенского ДОЗа) прибыл на торжество, за ночь совершив 800-километровый автопробег из Шуи, где накануне сопровождал премьер-министра на открытии второй очереди "Кроностара". Сам премьер в Инзу не собрался. Жаль. Именно здесь его слова об особой роли предприятий деревообрабатывающей промышленности для судеб российской глубинки прозвучали бы наиболее убедительно.
В юбилейные дни в Инзе со всей очевидностью обнажился стихийный культ личности Владимира Куприянова. Все, от главы района в президиуме до прохожих на улице смотрели на него с обожанием. И поделом: жива Инза благодаря заводу, а значит, благодаря генеральному директору.
Предприятие известно тем, что на протяжении нескольких лет удерживает официальное звание лучшего экспортера России. Наряду с "Норильским никелем", "Северсталью" и "Татнефтью".
Основная статья экспорта — гнутоклееные латы. Продукт нехитрый, но ходовой. Наверное, Куприянов наступил на горло собственной песне, когда решал закрыть мебельное направление и сосредоточиться на латах. В конце девяностых подобный шаг был явно против течения: большинство мебельных фабрикантов слышать не хотели ни о какой кооперации, полагая, что залог выживания — быть поближе к живым деньгам конечных покупателей, то есть, выпускать готовый продукт. Выбрав другую стратегию, Инзенский ДОЗ вынужден был искать свое место в международном разделении труда. Вскоре выяснилось, что главные барьеры на пути в Европу — не таможенные, не технические, не технологические, а культурные. Столь привычные в отечестве факторы производства, как распутица, сбор урожая картофеля или хроническая интоксикация по понедельникам, за пределами в расчет категорически не принимаются. Непременное условие сотрудничества с иностранцами — немецкая точность в выполнении обязательств — по объемам, по качеству, по срокам. Как Куприянову удавалось соответствовать этим требованиям, бог весть! Ведь это сейчас ДОЗ выглядит как образцовое бюргерское предприятие: с полностью заасфальтированной территорией, "пряничным домиком" заводоуправления, с аккуратными газонами и цветником перед входом. А ведь совсем недавно тут по весне ломали головы, как спасти трактор, застрявший в трясине посреди лущильного цеха.
И сегодня "латы" исправно кормят и завод, и целый районный центр. В отличие от многих российских поселков Инза стоит под счастливой звездой. Можно прямо сказать: если бы ДОЗ во главе с Владимиром Куприяновым в свое время не прорвался через перестроечные тернии (что было вполне реально), хлебать бы лиха всему местному населению. Сейчас древзавод своими налогами на 60% наполняет местный бюджет, обеспечивает жителям надежные рабочие места, строит и ремонтирует "на общественных началах". Без мотовства, но и без крохоборства. Например, этим летом могли бы косметически подлатать местную медицину, но нет, потратились на дорогой евроремонт в реанимационном отделении. У Куприянова так во всем — он не просто поддерживает, реанимирует жизнь — завода ли, поселка — он неустанно прививает новые жизненные стандарты. Это особенно важно в провинции, где даже кафельный пол в туалете несколько лет назад вызывал культурный шок.
По количеству спутниковых тарелок на душу населения Инза вполне уже способна соперничать с городами-миллионниками. Само по себе это, конечно, еще не свидетельствует о наступившем благоденствии, но положительный тренд все-таки обозначает.
Инвестиционная привлекательность Инзенского ДОЗа сегодня такова, что на званом юбилейном обеде конкурирующие банкиры наперебой рвались произнести тост рекламного характера. Дескать, Владимир Николаевич, дорогой, понадобятся деньги — бери сколько хочешь в нашем банке!
Потому что у банкиров нюх на такие места, где деньги растут. Точнее говоря — где они работают.
В завершение о подарках. Их было много и разных. Но, пожалуй, самый символический преподнесли партнеры из фирмы Matraflex. Они привезли с собой Сертификат, свидетельствующий о присвоении безымянной звезде 16-й величины в созвездии Девы имени "Инзенский деревообрабатывающий завод".
Воистину: через тернии — к звездам!
МБ