Уже более десяти лет производители мебели пытаются убедить правительство в том, что российские нормы выделения формальдегида в воздушную среду помещений, по своей жёсткости в 12 раз превосходящие европейские (0,01 мг/м3 против 0,124 мг/м3), в сегодняшних условиях практически невыполнимы. Очередная попытка воззвать к здравому смыслу чиновников была предпринята 1-го февраля в Департаменте лесной и лёгкой промышленности Минпромторга России, где прошло совещание по вопросам экологической безопасности древесных плит и мебели.
В обсуждении темы приняли участие представители предприятий «Дятьково ДОЗ», «Кроностар», «Электрогорскмебель», Череповецкий ФМК, «Прогресс», «Юнайтед Панел Груп», «Флайдерер», МК «Шатура», «Кроношпан», а также ВНИИДРЕВа и АМДПР.
Каждый постарался привести свои аргументы в пользу пересмотра действующего норматива. Выступающие отмечали, что абсолютно нереалистичными выглядят столь жёсткие требования хотя бы потому, что большинство плитных предприятий в нашей стране находятся лишь на стадии перехода от выпуска плит класса эмиссии формальдегида Е2 к классу Е1 и не могут обеспечить мебельщиков более безопасными плитами. Акцентировали внимание на том, что импортная мебель — в силу действующих в Евросоюзе нормативов — не может соответствовать (и не соответствует) российским стандартам, однако это не является препятствием для её ввоза в Россию.
Многие говорили, что со вступлением России в ВТО и образованием Таможенного союза гармонизация национальных стандартов с европейскими приобретает особую актуальность и откладывать решение далее нельзя. Это касается требований к мебели и полимерсодержащим материалам, ГОСТов на древесные плиты, порядка и методик их сертификации, испытаний и декларирования.
В частности, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Валентин Зверев отметил, что в развитых странах мира нормативы по выделению формальдегида не распространяются на мебельную продукцию, а предъявляются только к материалам, из которых она изготовлена.
— Различия в требованиях и методах тестирования российских и европейских стандартов возводят барьеры на пути как импорта, так и экспорта мебельной продукции, что противоречит принципам ВТО, и создают условия для коррупции, — подчеркнул г-н Зверев.
Похоже, доводы мебельщиков были услышаны руководителями Департамента и нашли у них понимание. Однако были высказаны опасения, что решение вопроса в Минздравсоцразвития России будет весьма сложным, так как отечественная норма действует более 20 лет.
АМДПР не теряет надежды достучаться до руководителей ведомства, стоящего на страже здоровья нации. Мебельщики предлагают:
до гармонизации норматива по формальдегиду с международными не вводить в Технический регламент «О безопасности мебельной продукции» величину этого показателя;
при разработке новых отечественных стандартов на древесные плиты и методы их испытаний использовать прямое заимствование действующих европейских норм.
В адрес заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ А. Сафонова было направлено письмо президента АМДПР Валентина Зверева с обоснованием позиции членов Ассоциации по данному вопросу и предложениями внести следующие изменения в ЕСТ:
исключить мебель из требований в разделе 6 главы II;
в приложении 6.1 главы II, в части формальдегида, установить гармонизированный с международными требованиями норматив 0,124 мг/м3 для полимерсодержащих материалов, с использованием метода тестирования EN 717–1.
Из протокола рабочего совещания по экологической безопасности древесных плит:
1. Действующие в Российской Федерации Единые санитарно-эпидемиологические требования к полимерсодержащим материалам, ГОСТы на древесные плиты, порядок и методики их сертификации, испытаний и декларирования не гармонизированы с европейскими.
2. Введение норматива допустимого уровня миграции формальдегида в воздушную среду из древесных необлицованных плит и мебели не более 0,01 мг/м3 является грубой ошибкой, не подтверждается мировой практикой, не может выполняться при современном техническом и технологическом уровне производства.
3. Испытания древесных необлицованных плит на предприятии должны проводиться на базе перфораторного и газоаналитического методов. Камерный метод испытания плит должен проводиться аккредитованными лабораториями с периодичностью один раз в 3–6 месяцев, с выдачей корреляционных показателей (камера — перфоратор) данному изготовителю плиты.
4. Современное состояние производства древесных плит на большинстве российских предприятий находится на стадии перехода от выпуска плит класса эмиссии формальдегида Е2 к классу Е1.
Решение:
1. Исполнительной дирекции АМДПР совместно с ТК 121 «Плиты древесные» организовать работу по гармонизации ГОСТов на древесные плиты с европейскими нормами, порядком и методиками их сертификации, испытаний и декларирования, путём их прямого заимствования.
2. Исполнительной дирекции АМДПР совместно с Департаментом лесной и лёгкой промышленности Минпромторга России инициировать гармонизацию Единых санитарно-эпидемиологических требований к полимерсодержащим материалам с европейскими.