HOLZ-HANDWERK: малый бизнес по-крупному

Ольга Бережная

С 31 марта по 3 апреля в Нюрнберге проходила традиционная выставка для малых и средних предприятий, занимающихся деревообработкой — HOLZ-HANDWERK. Как обычно в четные годы, в выставочном комплексе "Нюрнберг-Мессе" одновременно обосновалась другая популярная выставка fensterbau/frontale, адресованная производителям окон, дверей и фасадных конструкций. В общей сложности на площади свыше 70 тыс. кв.м разместились более 1200 экспонентов, предлагающих посетителям практически все, что требуется для успешного бизнеса в этих отраслях.

Что можно сделать из дерева? Мебель, избу, полы, подоконники и топорище, окна и двери, эксклюзивные лестницы и примитивные стремянки, плошки-поварешки, игрушки... Привычные предметы из древесины можно, кажется, перечислять до бесконечности. Ну, а как насчет женской сумочки, шляпы, галстука? Причем не такого, который будет стоять колом, а весьма эластичного и по внешнему виду скорее напоминающего парчу, чем древесину. Впрочем, для посетителя удивительны не только забавные вещицы (хотя какая же это забава — раздвигать рамки привычного восприятия материала), но и сама организация выставки HOLZ-HANDWERK.

После праздничной, поражающей своими масштабами "Лигны", после наших "Лесдревмаша" и "Лестепродукции", претендующих на ту же нишу, но в русском варианте, HOLZ-HANDWERK удивляет своей доступностью, домашностью и, что называется, приближенностью к человеку, знающему и любящему свое ремесло. Ручные инструменты здесь не жмутся на пятачке, скромно поглядывая со стендов и витрин, мало чем отличающихся от магазинных, а занимаются своим прямым делом: пилят, сверлят, режут, собирая вокруг себя десятки заинтересованных мастеров. Столь же уверенно, "при деле", чувствуют себя и небольшие станочки — укомплектованная ими мастерская может поместиться и в гараже, но производство отнюдь не будет "гаражным".

Насмотревшись на компактную технику, невольно удивляешься, попав в другой зал, где расположились вполне солидные кромкооблицовочные и раскройные станки, обрабатывающие центры. Как попали на эту выставку, название которой переводится с немецкого буквально как "деревянное ремесленничество", эти "вайниги", "хомаги", "биессы", "альтендорфы" и другие, столь же известные и уважаемые бренды?

- В том-то и дело, что под ремесленным производством в России и Германии подразумеваются совершенно разные вещи, — говорит глава Московского представительства компании HOMAG GUS GmbH Сергей Мишкин. — У нас это чаще всего довольно примитивное производство, где чуть ли ни на коленке утюгом приклеивают кромку к плитам и столешницам. А для немецкого малого предприятия в порядке вещей приобрести обрабатывающий центр за 250 тыс. евро, чтобы изготавливать на нем эксклюзивные модели. Кстати, и сами машиностроители, конструируя такие центры, ориентируются в первую очередь на потребности малых и средних предприятий.

О том, что в этих словах нет преувеличения, мы убедились в дни выставки, побывав с экскурсией на среднем по немецким масштабам предприятии, выросшем из столярной мастерской. На семейной фирме Bauer, основной профиль которой — это производство лестниц и оформление интерьеров в целом, трудятся 30 человек, из них лишь половина занята непосредственно производством. Годовой оборот — 5 млн евро. Стоимость некоторых видов оборудования переваливает за полмиллиона евро. Самый дорогой заказ, выполненный в последние годы, — лестница ценой 65 тыс. евро. Кроме эксклюзивной продукции, которая приносит основной доход, изготавливают торговое оборудование. Заказы не столь прибыльные, но стабильные и во время кризиса служат прекрасной подстраховкой. Конечно, не все средние предприятия в Германии столь же успешны, но в любом случае это не примитивное гаражное производство.

Ганноверская Ligna и итальянская Xylexpo уже хорошо освоены российскими деревообработчиками, а вот в Нюрнберг их приезжает сравнительно немного. Недооценивают выставку HOLZ-HANDWERK и наши станкоторговцы. Объяснить это можно лишь непониманием сути мероприятия: по-видимому, соседство слов "ремесло" и "дерево" просто сбивает с толку наших соотечественников. А жаль.

- Эта выставка совершенно уникальная, действительно единственная в своем роде, — говорит Татьяна Зилотова, координатор по СНГ и Балтии в Ассоциации германского деревообрабатывающего станкостроения (VDMA-FV Holz), выступающей в качестве одного из главных организаторов выставки. — На ней не просто представлено все необходимое для производства: оборудование, инструменты, различные приспособления, материалы, полуфабрикаты, компьютерные программы, учебные и справочные пособия (а стенды учебных заведений занимают в одном из залов целый этаж), без чего невозможен успешный бизнес. По сути, здесь демонстрируются не только "малая деревообработка" как цель бизнеса, но и пути ее достижения: начиная с получения образования и заканчивая самыми совершенными технологическими средствами, которые на сегодняшний день придуманы для этого вида деятельности в условиях, так сказать, неиндустриальных. На Западе под словом "ремесленничество" понимают отнюдь не кустарщину, а по-настоящему творческий высокоорганизованный труд непромышленного, индивидуального масштаба. Вся экспозиция HOLZ-HANDWERK подобрана именно с прицелом на малый и средний, зачастую семейный бизнес, предъявляющий специфические требования к средствам производства. Это не только компактность станков, но и иные скорости подачи, возможность сопрягать стандартные машины в эффективные линии, быстро перенастраиваться с одного вида продукции на другой, не теряя при этом время на замену инструмента, переналадки и т. п. Ведь малые предприятия обычно обслуживают местный круг заказчиков, порой очень разнородный и по своему составу, и по своим запросам. Соответственно, нужны гибкие и эффективные производства.

Конечно, не только "языковыми заблуждениями" объясняется то обстоятельство, что на выставке HOLZ-HANDWERK бывает так мало российских предпринимателей, которым, возможно, она куда нужнее, чем их коллегам из ближайших к Германии стран. Немаловажный вопрос для россиян — цена поездки. Четырехдневный вояж в Нюрнберг даже самым экономным из них обойдется примерно в полторы-две тысячи евро. Это приличная сумма для того, кто копит, скажем, на небольшой позиционный немецкий станок. Но грамотный предприниматель, считает Татьяна Зилотова, оценивает любые затраты только во взаимосвязи с их эффективностью:

- Российские деревообработчики в большинстве своем уже осознают, что покупая импортный станок лишь по соображениям "доступной цены", они делают весьма сомнительную инвестицию, даже если к покупке прилагаются подробные инструкции и обучение персонала. Потратившись же на посещение такой выставки, как HOLZ-HANDWERK, деревообработчики могут приобрести несоизмеримо больше информации обо всем разнообразии интересующего их оборудования. А значит, смогут сопоставить возможности однотипных станков различных фирм, сравнить технологии, выслушать разные мнения по поводу одной и той же модели. При желании каждый может превратить четыре выставочных дня в интенсивный курс изучения современных технологий деревообработки, применимых для малых и средних предприятий. Между прочим, мы как устроители выставки не только помогаем знакомиться с экспозицией, но и организуем экскурсии на местные предприятия, чтобы российские бизнесмены могли посмотреть на этот реальный сектор германской экономики в действии, задать всевозможные вопросы своим немецким коллегам. Мы каждый год организуем такие поездки для журналистов из стран СНГ. Но охотно включаем в группу всех желающих. По опыту знаю, что у многих предпринимателей, кто бывал на выставке HOLZ-HANDWERK и принимал участие в наших экскурсиях, в корне изменилось экономическое мышление, появился другой взгляд на целесообразность и последовательность инвестиций.

И все же факт остается фактом: денег у начинающих бизнесменов действительно не густо. Получить необходимые для открытия бизнеса средства, в отличие от немецких ремесленников, им практически негде — кредиты в банке дороги, да и доступ к ним не так прост. Тем более жаль тратить деньги на заграничный вояж.

Так может нашим выставочным компаниям стоит задуматься о том, чтобы организовать, возможно, в сотрудничестве с зарубежными партнерами, подобную выставку в России? Думаю, в нашей стране, где бизнес только становится на ноги, она вызвала бы не меньший интерес, чем в Германии.

Ожидается, что первой ласточкой, призванной продемонстрировать российским предпринимателям, что не все выставки одинаковы, станет ZOW, завезенная в Россию автором оригинальной и, как показал опыт, весьма успешной концепции — компанией SURVEY. Очень хотелось бы надеяться, что перенесение немецкого опыта организации подобных мероприятий на российскую почву этой выставкой не ограничится.

 
читайте также 19 декабря 2023 GRAND DESIGN FEST 2023

День дизайнера в Мебельном комплексе «Гранд».


03 февраля 2020 В полном вооружении

16-я международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2019 состоялась в «Крокус Экспо» в начале декабря.


03 февраля 2020 С акцентом на кухонной зоне

С 19-го по 21 ноября на площадке Экспоцентра проходил Международный форум инноваций в промышленном дизайне Pushka.


03 февраля 2020 Отставить уныние!

Брюссельская выставка — довольно небольшое, в сравнении с крупнейшими европейскими показами, шоу, но весьма эффектное с точки зрения качества представленного дизайна и уровня организации.


02 декабря 2019 Варшава на мировом уровне

Энергия бизнеса в сочетании с творчеством — участники и организаторы Warsaw Home Expo удивили посетителей своим профессионализмом.


02 декабря 2019 Соблюдая внешнеторговый баланс

В спецпроекте APARTAMENTUL #better на румынской выставке показали эталонное оснащение типовой современной квартиры.

Номер вышел в свет