Ещё в 2005-м, впервые устраивая экспортный вариант Миланского мебельного салона в Москве, итальянцы предупредили: с каждым годом их здесь будет всё больше и больше. С тех пор число экспонентов ежегодно увеличивается в среднем на сотню — нынче насчитали без одного 500. Рекордные выставочные площади в «Крокус Экспо» — 20 944 кв. м — то, чем итальянцам сложно было ограничиться.
За две недели до открытия i Saloni WorldWide Moscow мебель из Италии уже засветилась на Красной площади. На просторах ГУМа расставили подиумы, водрузили на них шедевры итальянского дизайна, чтобы столичная публика, которой не с руки ехать в «Крокус», могла приобщиться к прекрасному.
Растяжки над московскими улицами, билборды i Saloni и «Мебелиссимы», массированная реклама в СМИ сделали своё дело. По подсчётам итальянцев, 28 748 посетителей до «Крокуса» всё же добрались. И уж там-то иллюзия Милана была стопроцентной.
Многообразие подиумных интерьеров и традиционный конкурс молодых дизайнеров Salone Satellite подавались под чисто итальянским соусом. Повсюду — культовый журнал Interni, пестрящий дизайнами Миланского салона, и ещё с десяток специализированных итальянских изданий. Для профессионалов от дизайна и энтузиастов-обывателей (а на выставке побывали 4,5 тыс. неспециалистов) — ежедневные конференции, организованные Институтом внешней торговли Италии. Среди них — «История о свете», «История о пластике» и даже «История о любви». Всё вместе — одна сплошная история любви итальянских мебельщиков к российскому потребителю.
— Нынешний период развития вашей экономики и в том числе мебельного рынка напоминает мне итальянский бум 60–70-х годов, — говорит Джованни Кароти, владелец фамильного предприятия Caroti. — И хотя всё хорошее рано или поздно заканчивается (а в наши дни время бежит особенно быстро), всё равно каждый раз, посетив Россию, я остаюсь с раскрытым ртом. В этом году, как и в предыдущие 14, что мы работаем на вашем рынке, продажи фабрики Caroti здесь уверенно растут.
Если говорить о положении на европейском рынке, да, там сейчас очень сложно. Но ведь и спрос в Европе уже достаточно насыщен: такую шикарную мебель, которую производим мы, принято покупать на долгие годы. В России подобных проблем мы не испытываем. Сейчас самые дорогие детские нашего производства здесь нарасхват. Да и в 1998-м, когда обесценивался рубль, наши продажи только росли. Побеждает всегда тот, у кого есть деньги. А у нас и наших российских клиентов они, безусловно, есть.
Мы поинтересовались у Розарио Мессина, президента итальянской мебельной ассоциации Federlegno-Arredo не ожидают ли в Италии массового закрытия мебельных фабрик в связи с падением спроса на домашнем рынке? Наш вопрос привёл г-на Мессина в недоумение.
— Что вы, конечно же, нет! В союзе Federlegno-Arredo состоит очень много предприятий — около двух с половиной тысяч. И вполне естественно, что какие-то из них рано или поздно закрываются. Но связано это не с рецессией мировой экономики и не с проблемами на локальных рынках. Причины — в неэффективном руководстве самих предприятий, эти проблемы — их внутренние. Рабочих, которые остаются не у дел в такой ситуации, с руками отрывают другие работодатели. Да и на месте закрывшихся фабрик тут же вырастают новые. Так происходит всегда, и не только в мебельной промышленности.
Скажу больше: итальянские мебельщики переживают эпоху постоянного роста — без каких-либо спадов или стагнаций — на протяжении уже более чем полувека, то есть фактически с конца Второй мировой войны. Сначала мы продавали мебель только в Италии, затем — по всей Европе, теперь — по всему миру. И это несмотря на глобализационные процессы, которые, как известно, значительно обостряют конкуренцию. В Китае и Вьетнаме работают 365 дней в году, в Италии — 230. И всё равно итальянский продукт остаётся на высоте.
Итак, в отсутствие внятного спроса со стороны «родного» потребителя, итальянские мебельщики, как и многие в Европе, возложили свои надежды на внешние рынки. Между тем, по статистике самих итальянцев, в период с января по май 2008-го зафиксирован самый низкий за последние годы прирост экспорта мебели из Италии: лишь 5% к соответствующему периоду прошлого года. Ещё в 2007-м этот показатель был в два раза выше (исследования Centro Studi Cosmit/FLA по данным ISTAT).
Достаточно сопоставить динамику экспорта по 11 ключевым странам, на которые приходится 70% вывозимой из Италии мебели, и становится ясно, за счёт чего этот 5-процентный рост вообще оказался возможен. Франция, Великобритания, Нидерланды и Греция приросли закупками менее чем на 5%. По шести ключевым экспортёрам зафиксировано снижение объёмов: в том числе на 16,6% — в США, на 9% — в Испании. На этом фоне рост экспорта мебели и предметов интерьера в Россию на 35,4% выглядит как настоящая провокация. Столь многообещающие результаты не могли не взволновать горячую итальянскую кровь.
— Мы приурочили к выставке открытие торговой экспозиции фабрики AltaModa в «Крокус Сити Молл», — рассказывает Донателла Турини, управляющая компанией Gimo Export. — И это только первый шаг на пути дальнейшего развития продаж в России. Мы торгуем здесь на протяжении четырёх лет и предпочитаем работать без посредников, напрямую из Италии. Начинали с одной коллекции, а сейчас успешно продаём сразу три линейки, модели которых отлично комбинируются друг с другом. Высоко ставим на контрактный сектор — бары, рестораны, казино, гостиницы, в том числе в российских регионах.
…Кризис? Вы знаете, мы приехали на выставку в «Крокусе», и первый же клиент задал нам вопрос о российском кризисе. Позднее об этом спрашивали и все остальные. Но нам нечего ответить, потому что никаких трудностей мы не испытываем. Конечно, слышим что-то по телевидению, читаем в прессе. Но, по счастью, кризис нас минует. Не думаю, что наших клиентов — людей весьма обеспеченных — хоть как-то коснётся нынешняя экономическая нестабильность.
На финансовую несокрушимость российской целевой группы кивает каждый итальянец. Ренцо Моденезе, глава Modenese Gastone Group, подчёркивает, что никогда прежде не зарабатывал в России таких денег, как в год предыдущего дефолта — 1998-й.
— Факторы успеха действовали в комплексе: это и продукт класса «люкс» (мы выпускаем мебель ручной работы, в которой заинтересована богатая публика), и стабильные торговые партнёры, которых мы здесь нашли с 1992 года. В текущем году российские продажи Modenese выросли на 15 процентов — так же, как и обычно. Но если в скором будущем повторится ситуация десятилетней давности, сложно будет назвать это нашей проблемой.
Директор по экспорту группы компаний Tomasella Элия Зогейб, хотя и признаёт, что ожидал от 2008 года большего, но в будущее смотрит с оптимизмом:
— Наш оборот по российскому рынку за последний год не изменился. Но если продажи Tomasella в Европе заметно упали и, как мы ожидаем, будут падать и далее, то в России ещё очень много ресурсов. Деньги никуда не испаряются, они просто перетекают из одного места в другое. Есть те, кто спекулирует на кризисных моментах, есть те, кто спекулируют на войнах. Поэтому важно не класть всё в одну тарелку. У нашей компании достаточно много клиентов, для того чтобы грамотно распределить риски. Мы ничего не боимся.
— Целевая аудитория итальянских производителей в России за последние десять лет существенно расширилась, — заявляет Розарио Мессина. — Маловероятно, чтобы временные экономические трудности изменили положение дел. К своим нынешним проблемам Европа и США шли почти полвека. А вот российский рынок по-прежнему остаётся развивающимся. Наконец, Россия хранит крупнейшие в мире запасы полезных ископаемых: газ, нефть, золото, серебро, алюминий, уран, алмазы, древесина — что ещё нужно? Вам крупно повезло! И нам — как поставщикам мебели в вашу страну — повезло не меньше.
О каких-либо намерениях скорректировать стратегию на российском рынке никто из итальянцев не говорит. Оптимизация поставок, разработка каких-то особенных партнёрских программ, коррекция цены — в подобных мерах, по мнению наших собеседников, итальянские производители не нуждаются. «Здесь ещё черпать и черпать», — таков их единодушный настрой. А вот достанет ли в России состоятельных апологетов итальянской роскоши, на которых так рассчитывают потомки Данте и Вергилия, — скоро увидим.
29 октября 2008 (№73)
День дизайнера в Мебельном комплексе «Гранд».
16-я международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2019 состоялась в «Крокус Экспо» в начале декабря.
С 19-го по 21 ноября на площадке Экспоцентра проходил Международный форум инноваций в промышленном дизайне Pushka.
Брюссельская выставка — довольно небольшое, в сравнении с крупнейшими европейскими показами, шоу, но весьма эффектное с точки зрения качества представленного дизайна и уровня организации.
Энергия бизнеса в сочетании с творчеством — участники и организаторы Warsaw Home Expo удивили посетителей своим профессионализмом.
В спецпроекте APARTAMENTUL #better на румынской выставке показали эталонное оснащение типовой современной квартиры.