«Декосит». И этим почти все сказано
С другой стороны, даже сухое изложение фактов не донесет и самой малости того, что было представлено на самой гостеприимной выставке Европы в этом году. Формат журнальной полосы просто физически не в состоянии вместить всех впечатлений от брюссельского текстильного показа. Мы постараемся дать лишь общую картину, которая, впрочем, живописна.
Традиции и инновации
Бельгийцы верны себе. Концепция «Декосита», которая как раз и обеспечивает выставке положение безусловного лидера, осталась прежней: «Надежная репутация плюс постоянное обновление».
Как всегда, для участия в бельгийском показе были выбраны только эксклюзивные производители тканей.
Как и прежде, большую часть участников составили не бельгийские, а иностранные компании. Особенно широко свою продукцию представили фабрики Италии, Испании, США. Число экспонентов из Великобритании, Ирландии, Франции и Германии несколько возросло по сравнению с прошлым годом. Учитывая то обстоятельство, что мебельные и смежные рынки этих стран переживают серьезный кризис, трудно найти лучшее подтверждение популярности «Декосита».
Ну и, конечно, традиционной осталась всеобъемлющая тематическая платформа бельгийской выставочной программы. Как формулируют сами организаторы, — это «разнообразие в единстве»: все, что профессионал может себе представить, начиная от обивочных и декоративных тканей всех мыслимых расцветок, фактур, стилей и направлений, заканчивая настенными и напольными покрытиями, — все было на «Декосите-2002». Подобные эмоции испытывал, вероятно, Николай Васильевич Гоголь, впечатлительным юношей попав на Сорочинскую ярмарку.
Как творец творцу, как делец дельцу...
Последним (но отнюдь не по важности) идейным постулатом декоситовской концепции является ее профессиональная направленность.
На «Декосите» заключают контракты. Ничто, даже самые негативные тенденции в мировой экономике и политике, не смогли повлиять на деловую активность участников брюссельской выставки. Договоры подписывались в обычных для «Декосита» количествах.
Более того, организаторы выставки намеренно пошли на то, чтобы перенести начало мероприятия с понедельника на субботу (это, кстати, одна из инноваций 2002 года). Известно, что деловая активность, достигая своего пика в среду, несколько снижается к пятнице. Организаторы «Декосита» сочли логичным и целесообразным начать выставку в субботу, чтобы ее финал пришелся на вторник-среду — самые «ударные» в коммерческом смысле дни. И, надо сказать, не прогадали: число сделок в результате действительно увеличилось.
«ДекоКонтракт», коммерческая составляющая выставки, позиционируется ее создателями как работа профессионалов с профессионалами. Здесь творчество встречается с бизнесом: дизайнер — с менеджером, технолог — с декоратором, в общем, специалист одного профиля со специалистом другого. И все остаются довольны друг другом. Сидят, мирно беседуют, потихоньку попивают восхитительный эспрессо от «Лавацца»...
«Декосит», безусловно, заслуживает награды в номинации «самая гостеприимная выставка». Но прагматическая сторона у гостеприимства, как ни странно, тоже есть. Одной из наиболее важных групп покупателей на выставке менеджеры «ДекоКонтракта» считают представителей маленьких и средних отелей, в огромном количестве разбросанных по Европе. Именно их стихией является гостеприимство. У европейцев заведено продавать и покупать красивые товары и услуги, поэтому каждый мало-мальски приличный отель стремится найти свой неповторимый стиль, создать неподдельный уют, чтобы было со вкусом, а не с казенным комфортом.
«Декосит», идущая в ногу со временем, не обошла стороной эргономические, экологические и высокотехнологические аспекты интерьера и дизайна. Преобладала экологическая составляющая. Очевидно, что она наиболее социально востребована.
Век живи, век учись...
Программа профессиональных дискуссий на «Декосите» была в этом году обширна, как никогда. Тринадцать семинаров (причем, основная их масса скорее напоминала то увлекательные красочные спектакли, то уморительные капустники) все четыре дня выставки проходили в режиме нон-стоп. Темы охватывали и азы интерьерного декорирования, и сложные технические нюансы покрытия поверхностей винилом, и тактику ведения бизнеса в Интернете. Примерно треть занятий была посвящена здоровому образу жизни, точнее, организации здорового домашнего быта (европейцы называют подобные вещи «health life»), проще говоря тому, как сделать свое жилище максимально полезным для здоровья.
Умные руководители, кстати, часто посылают своих специалистов на выставки даже не ради заключения контрактов, или (бывает и такое) чтобы просто «отметиться», а именно ради обучения. Уровень подачи материала, гарантированный организаторами «Декосита», не всегда можно получить за деньги даже на долгосрочных специализированных курсах.
Свободу творчеству!
Бельгийская выставка — несомненный образец правильной пропорции коммерческого и творческого подходов к делу. Рассудительный бизнесмен здесь не вмешивается в дела художника, инженер не станет спорить с дизайнером. иначе «Декосит» не был бы «Декоситом». Свобода творчества остается неотъемлемой чертой выставки.
Обычно во время подготовки к очередному показу специальная комиссия объявляет несколько направлений для дизайнерских импровизаций — своего рода «сочинение на заданную тему». На конкурсной основе выбираются лучшие проекты, которые и представляют организаторы на выставке.
В этом году поводом для творческих дерзаний была избрана тема сугубо «натуральная» — «Пикник фламандских мастеров». То, что на сей раз представили фламандцы, коренным образом отличалось от прошлогодней черно-белой концепции (мы писали о программе «Идеи из черного ящика в «МБ» №4 за 2001 год).
Огромный павильон зеленого цвета имитировал лесную опушку с панорамным видом холма, поросшего травой. Туда, на «пленер» и отправились мастера в поисках естества, умиротворения и гармонии. Расположились сами, рассадили гостей, а среди деревьев в художественном беспорядке развесили свои декоративные работы. Чистое волшебство. И девиз у мероприятия был соответствующий: «Я люблю свою добрую фею...". Старая-старая сказка.
Вся коллекция была выдержана в мягких пастельных тонах. На авторских «объектах» из текстиля — обилие всяческих лоскутков, пуговок, веревочек, старых кружев, кое-где золотые цехины да еще стеклянные бусины, заменяющие драгоценности. Как будто, готовясь к рождественскому празднику, дети пустили в ход весь арсенал бабушкиного комода.
Пикник, фирменными «блюдами» которого стали гимн непосредственности и праздник юности (очень «вкусно» и, главное, в тему!) — удался. Все четыре дня выставки девятый павильон, где предавались приятному отдыху фламандцы, притягивал посетителей «Декосита», как магнит. Великолепная пастораль (лейтмотивом может послужить известное утверждение натурфилософов, что «в природе грязи нет») была выполнена преимущественно из натуральных материалов: сверхпопулярных в последние годы льна и хлопка и «старомодных» тафты и бархата.
В самом ближайшем будущем и без того стремительный темп развития нашей цивилизации ускорится настолько, что пропагандируемых европейской комиссией эспандеров от стресса и ежедневных часовых медитаций у психоаналитика среднему классу уже не хватит. А тут еще и политическая нестабильность, угроза терактов, климатические катаклизмы... Художники из Бельгии просто и изящно напомнили всем, что человек устроен двояко, принадлежит и природе и цивилизации. И в техногенной гонке не нужно забывать, что подлинное отдохновение человек может почерпнуть именно в природе, как бы комфортно не жилось ему в мегаполисе, в доме с центральным управлением через интернет. Главной изюминкой, предложенной посетителям во время перформанса бельгийских дизайнеров, были скатерти. Вполне естественно. Пикник все-таки. Скатерти ручной работы лучших европейских художников являли собой подлинные произведения искусства. И опять-таки «разнообразие в единстве»: всевозможные орнаменты — и геометрические, и растительные, при этом обязательно «скромные» естественные материалы, часто эклектически соединенные, но всегда экологически чистые.
В отличие от главного направления выставки — текстиля, рассчитанного, все-таки, на промышленного потребителя, авторские скатерти представляли собой эксклюзивный продукт. Естественно, они не являлись ни образцом для серийных поставок, ни предметом заключения контрактов, но практическая нагрузка, помимо чисто эстетической, в их демонстрации, несомненно, присутствовала. Образно говоря, на этих скатертях, возможно, будут «завтракать, обедать и ужинать» в течение всего следующего года ведущие производители мягкой мебели и оформители интерьера. В них почерпнут они вдохновение и творческие идеи.
Фламандские дизайнеры — настоящие мастера своего дела. Они настолько хорошо ориентируются в базовых тенденциях развития текстильного рынка, что попросту определяют их. И никакого парадокса здесь нет: так всегда было с искусством, так происходит с дизайном сейчас. Посмотрим, в каких тканях представят свои перспективные мебельные коллекции самые известные европейские фабрики. Вполне вероятно, что бельгийская пастораль «отзовется» в естественных мебельных обивках и простых формах мебели.
Для справки, «Фламандские мастера» — объединение бельгийских художников-дизайнеров. Вот уже 15 лет группа успешно выступает на крупнейших выставках Европы и всегда поражает безупречным вкусом и раскованностью своих находок.
На выставках в России, к великому сожалению, авторские экспозиции подобного размаха и уровня — редкость, что, конечно, очень обидно. Отечественные дизайнерские таланты остаются невостребованными. А закупщики тканей и профессиональные мебельщики недополучают экспозиционных эмоций.
Хорошо, что заграница неизменно помогает восполнить дефицит впечатлений. Так что езжайте на «Декосит»! На то есть и творческие, и коммерческие основания...
Мне — 25!
«Декосит-2003» обещает быть особенным. Выставка пройдет в 25-й раз и, вне всякого сомнения, организаторы постараются предъявить публике нечто грандиозное. Пока же в официальных пресс-релизах «Декосита» объявлены основные тематические направления грядущего показа. «Натуральная» и «ретро» темы останутся ключевыми, но, естественно, в очередной раз будут переосмыслены.
В 2003 «Декосит» снова даст зеленый свет творчеству, чувствам, здоровому образу жизни. Не стоит пропускать главное событие в мире текстильного бизнеса. Средства, затраченные на командировочные, обязательно вернутся сторицей.
29 июня 2002 (№10)
День дизайнера в Мебельном комплексе «Гранд».
16-я международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2019 состоялась в «Крокус Экспо» в начале декабря.
С 19-го по 21 ноября на площадке Экспоцентра проходил Международный форум инноваций в промышленном дизайне Pushka.
Брюссельская выставка — довольно небольшое, в сравнении с крупнейшими европейскими показами, шоу, но весьма эффектное с точки зрения качества представленного дизайна и уровня организации.
Энергия бизнеса в сочетании с творчеством — участники и организаторы Warsaw Home Expo удивили посетителей своим профессионализмом.
В спецпроекте APARTAMENTUL #better на румынской выставке показали эталонное оснащение типовой современной квартиры.