|
Самое поразительное завоевание Миланского салона — его безграничная, безраздельная власть. Над городом и миром.
В дни, когда проходит i Saloni, Милан — тот же Лос-Анджелес, вручающий голливудских «Оскаров». Всеобщий порыв, ажиотаж, восторг и восхищение...
Кто бы мог подумать, что публика до такой степени может сходить с ума по дизайну и с такой страстью придаваться мебелеведению.
В нынешнем апреле в Милан съехалось почти 300 тысяч посетителей из 140 стран мира, чтобы «пропахать» 230 тысяч квадратных метров экспозиций (попробуйте-ка, обегите лёгкой рысцой лётное поле среднего международного аэропорта!).
Но одного выставочного пространства жадным до впечатлений дизайн-туристам было мало. Каждый божий день после изнуряющего марафона по стендам они текли в местные шоу-румы, казы и галереи, где всё добирали и добирали зрелищ, знакомств, визитных карточек.
Надо признать, организаторы и участники Миланского салона неизменно преподносят гостям обширное шоу-меню, способное утолить голод блокадника. Путеводители по мебельному Милану–2008 приглашали гостей в 296 (!) клубных точек. Пожалуйста, вкушайте, насыщайтесь. Тут вам Навоне, там — Рашид, тут — Читтерио, там — Паскаль Мург... Один только перечень культовых имён вгонял в священный трепет.
Впрочем, современниками список суперзвёзд нынешнего Миланского салона не ограничился. В него попал и великий Леонардо. Да-да, бессмертный да Винчи. В дни выставки по инициативе городских властей и выставочной компании Cosmit был облегчён и расширен доступ к «Тайной вечере» — одной из главных культурных ценностей Милана. Кроме того, с подачи организаторов выставки признанный мэтр мирового кинематографа Питер Гринуэй устроил потрясающий визуальный перформанс, в основу которого легла всё та же фреска да Винчи.
Короче говоря, в своих креативных исканиях i Saloni–2008 буквально преодолел пространство и время.
Конечно, профессионалов от мебельного рынка в Милане интересует, прежде всего, предсказание. Что было, что будет, чем сердце успокоится. По-иностранному — тренд.
По сравнению с прошлым годом ничего, в сущности, кардинально не изменилось. Павильоны, где экспонировалась мебель современного и неоклассического стиля, были сплошняком окрашены в чёрно-белое (даже Thonet, подчиняясь выставочному дресс-коду, покрыл белой эмалью свои вечные венские стулья).
Доминировали лак, пластик, стекло, металл. Чуть-чуть дерева, намеренно грубоватого, рустикального. Чуть-чуть керамики — самой по себе и на столешницах и фасадах: она подавалась как новомодный дизайнерский материал. Много талантливой игры со светом-подстветкой, но никаких буйных орнаментов и украшательств.
Ощущение было такое, что все стенды будто оформлены одной рукой. Где кончается территория фирмы X и начинается зона фирмы Y, можно было понять только благодаря перегородкам.
Тревожные ассоциации с операционной, которые донимали при первом беглом осмотре «модерновых» экспозиций, постепенно трансформировались в аналогии с Нобелевской церемонией: белые манишки, чёрные фраки, лаковые ботинки.
В конечном итоге, цветовая стерилизация не казалась уже ни надрывной, ни вымороченной в силу своего тотального размаха. Даже наоборот. Среди поголовной чёрно-белой аскезы компании, позволившие себе пир красок, выглядели законченными эротоманами.
К счастью, тренд всегда условен и краток во времени. И всегда оставляет свободу для иронии, фокусничанья и переосмысления. В Милане примеров тому было хоть отбавляй. Фирма Gufram, например, оттюнинговала свой культовый диван Bocca — ярко-алые мерилинмонровские губы. Gufram покрасила их чёрной «помадой», да ещё вставила в бархатную мякоть панковскую серьгу колечком. Получилась «трендовая» Dark Lady.
А компания Oskar нещадно поливала из душевой лейки и без того белоснежное барочное кресло, словно хотела отмыть его до окончательно-ослепительной белизны... Невинное, весёлое издевательство.
Актуальная мягкая мебель в Милане была не то чтобы чёрно-белой, скорее, цвета невыбеленного холста. Главными обивками выступали всяческие «рогожки» и «мешковины». Причём фактурную «холстинность» и «мешковатость» европейские дизайнеры системно и последовательно довели до высшей точки, создав диваны и кресла, действительно напоминающие нечто художественно-бесформенное, изрядно подмятое (мы бы сказали «деревенское»).
Уж не знаю, за счёт каких инновационных наполнителей удалось этого добиться, но сидеть на таких диванах было исключительно удобно. А то, что человеческое седалище оставляло на поверхности заметный след, диванам совсем не вредило. В процессе эксплуатации они приобретали законченный имидж «мешка-мешком».
Кстати, кожаные модели от ведущих брендов тоже укладывались в новую стилистику. Заломы, замины, пролежни. А, скажем, Edra — та вовсе не стала мучиться: просто накинула на диванный остов кусок бело-серой кожи. Правда, отлично выделанной и наверняка очень дорогой. Предел простоты и богемного шика!
Нетрудно догадаться, что элегантная небрежность «мешковатой» мебели отлично смягчала холодность, прямолинейность и урбанистичность «корпусного» окружения. Но представить такую мебель в другом, менее строгом, интерьерном контексте, было невозможно. Да она, по-видимому, для него и не предназначена.Какое отношение имеет чёрно-белая гамма «корпуса» или актуальная серая мешковатость диванов к нашей российской мебельной действительности? Скорее всего, никакого.
Мы в своей средней полосе чахнем от недостатка цвета. Нам дела нет до того, что итальянцы, видимо, устают от его изобилия. Вообще, на границе с Россией все тренды, как грузовые фуры, попадают в пробки. Пропускная способность затруднена.
Так что будем пока жить-поживать по местным обычаям.
29 мая 2008 (№69)
День дизайнера в Мебельном комплексе «Гранд».
16-я международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2019 состоялась в «Крокус Экспо» в начале декабря.
С 19-го по 21 ноября на площадке Экспоцентра проходил Международный форум инноваций в промышленном дизайне Pushka.
Брюссельская выставка — довольно небольшое, в сравнении с крупнейшими европейскими показами, шоу, но весьма эффектное с точки зрения качества представленного дизайна и уровня организации.
Энергия бизнеса в сочетании с творчеством — участники и организаторы Warsaw Home Expo удивили посетителей своим профессионализмом.
В спецпроекте APARTAMENTUL #better на румынской выставке показали эталонное оснащение типовой современной квартиры.