В первом приближении
В середине сентября в Шанхае прошла 12-я Международная мебельная выставка Furniture China-2006.
Президент Китайской национальной ассоциации мебельщиков г-н Дзя Квингвен, общаясь с прессой накануне выставки, с особым пафосом говорил о прошлогодних достижениях своих коллег-соотечественников. Действительно, общий объем производства мебели в КНР превысил 340 млрд юаней (42,5 млрд. долларов), а это означает, что китайская мебельная индустрия вышла на второе место в мире после США. Экспорт мебели из Китая достиг 13,767 млрд долларов, то есть впервые КНР, опередив Италию, стала экспортером номер один в мире.
В нынешнем году китайские мебельщики явно побьют собственный рекорд. С января по июнь производство мебели в Китае выросло на 30 с небольшим процентов по сравнению с прошлогодними показателями, а экспорт увеличился на 29,9 процента к соответствующему периоду 2005 года (8,435 млрд долларов).
Сравнивая эти цифры, нетрудно сделать вывод, что практически весь товарный прирост ушел за пределы страны. В то же время уровень внутреннего потребления мебели не слишком изменился, а импорт, хоть и вырос на 33,16%, все равно составил лишь 400 млн долларов.
Впрочем, в предстоящие 10 лет Китайская Народная Республика, по заверению г-на Квингвена, станет вторым по величине мебельным рынком после США. Национальная ассоциация мебельщиков уверена, что мощный импульс для дальнейшего развития мебельной промышленности Китая обеспечат Олимпийские игры 2008 года в Пекине, а также всемирная выставка World expo-2010 в Шанхае.
В целом же ответы Дзя Квингвена на вопросы журналистов были выдержаны в духе китайской партийной дисциплины и одновременно дипломатической политкорректности.
— Открытие внешних границ и глобализация экономики содействовали скорейшему развитию всей китайской промышленности. А какого рода влияние оказывает мировое мебельное производство на мебельную индустрию Китая?
— С одной стороны, динамичное развитие китайской мебельной промышленности самым тесным образом связано с товарным обменом и взаимодействием с мировым мебельным сообществом. Благодаря проведению Международной мебельной выставки в Шанхае и крупной специализированной выставки в Гуанчжоу мы имеем производственные и торговые контакты с десятками тысяч клиентов во всем мире. Все больше и больше зарубежных предприятий начинают сотрудничать с китайскими партнерами или строят свои собственные заводы в КНР. Многие европейские фирмы приходят в Китай, чтобы открыть или торговые точки, или предприятия по производству своей продукции. В основном их товар предназначен на экспорт, но частично — и для внутреннего китайского рынка. В прошлом году экспортные поставки мебели иностранными или совместными предприятиями оценивались в 61,7 процента от общекитайского экспорта. В данный момент китайские фирмы внедрили большое количество технологий, оборудования, компонентов, сырья из-за рубежа (в основном из Германии и Италии). Многие иностранные дизайнеры, известные персоналии менеджмента и маркетинга, работники науки и образования весьма активно включены в работу китайской мебельной индустрии.
Но в то же время мы понимаем, что здоровое, стабильное и «высокоскоростное» развитие китайской мебельной промышленности можно обеспечить, в дальнейшем только перейдя от количественного роста к улучшению качества продукции и поиску инновационных методов производства. Мы хотим интегрировать Китай в общество среднего достатка. Нет сомнений, что прожиточный стандарт населения будет в ближайшие годы заметно улучшен, а значит, мы ожидаем значительного роста спроса на мебельную продукцию внутри страны. В течение последних пяти лет потребление мебели в КНР удвоилось, достигнув отметки 20 долларов на душу населения. В последующие 5 лет этот показатель должен вырасти до 50 долларов, что практически эквивалентно существующему среднемировому уровню.
С 2005 года Китай ввел нулевую таможенную пошлину на импорт мебели. Часть китайцев с высоким достатком приобретают мебель класса hi-end. Даже если признать, что такие потребители составляют в Китае всего один процент населения, их все равно очень много — 13 миллионов человек.
Хочу подчеркнуть, что, несмотря на увеличение себестоимости производства мебели, Китай остается и будет оставаться государством, самым существенным образом влияющим на расстановку сил на мировом мебельном рынке.
— 6 сентября 9 производителей домашней мебели из массива и 4 производителя мебели из фанеры получили почетную премию «Знаменитые бренды Китая». Сегодня лишь несколько крупных компаний в стране могут претендовать на подобную награду. Как, на ваш взгляд, крупные, средние и малые мебельные предприятия Китая могут выстраивать свою собственную брендовую политику в свете международного давления на ваш рынок?
— Действительно, формирование собственной брендовой политики — задача, волнующая отнюдь не малое количество крупных компаний. Это не просто стремление производителей мебели получить добавленную стоимость продукции. Нам действительно нужно создать группу знаменитых фирм на городском и провинциальном уровнях. Мебель из цельной древесины может стать базисным сегментом для развития китайского рынка, поскольку внутреннее потребление этой категории товаров составляет почти две трети их общего производства. И экспортный рынок растет очень быстро. Так что нам просто необходимо иметь несколько статусных китайских марок мебели. В дальнейшем крупные компании должны укреплять свои позиции, усиливать влияние своих брендов как на национальном, так и на международном рынках. По сравнению с Западом — с США, Германией, Италией — и масштаб, и, соответственно, престиж наших ведущих фабрик гораздо меньше. Повторюсь, крупные компании должны продвигать свои бренды и выступать локомотивом национальной мебельной индустрии. Этому, кстати, и призван способствовать конкурс «Знаменитые бренды Китая».
Сегодня у нас около 20 тысяч зарегистрированных предприятий по производству деревянной мебели, из которых львиную долю составляют средние и малые. Что касается именно их, они должны, во-первых, иметь четкую специализацию, во-вторых, безупречную репутацию. Только так им удастся выйти на соответствующий рыночный уровень. Но этим предприятиям вовсе не следует идти по стопам крупных компаний. Ни ценовые войны, ни копирование (будь то реплики мировых или национальных брендов) — не выход для малого бизнеса. Наилучшим решением для небольших фабрик могла бы быть специализация на производстве частей мебели для крупных компаний. Например, в Италии такие узкоспециализированные предприятия составляют основную долю всей индустрии.
— Что сделано в отрасли, чтобы добиться 20-процентного снижения затрат на энергию и сырье, предложенную Одиннадцатым пятилетним планом?
— Мы должны следовать концепции научного развития и искать все новые и новые пути к развитию и инновациям в производстве. Ни под каким видом не стоит искать легких путей в получении дешевого сырья. Я недавно слышал по BBC, как нас обвиняют в якобы нелегальной заготовке древесины. Это домыслы. 70 процентов древесины поступает к нам из России. Поскольку у нас прекрасные отношения с нашим северным соседом, ни о какой нелегальной вырубке речь идти не может. Русские сами мечтают о том, чтобы мы помогли им с заготовкой древесного сырья. Незаконная вырубка преобладает в Африке и Юго-Восточной Азии. Но причем здесь Китай? Более того, количество древесины, необходимое для производства мебели, не так уж велико. Мы не нашли среди наших производителей тех, кто пользуется незаконным сырьем. Конечно, стоит очень внимательно за этим следить. Мы должны понимать, что древесина будет становиться все более дефицитным и дорогим товаром. Задача добиться 20-процентной экономии сырья и снижения затрат на электроэнергию напрямую связана с необходимостью повышать уровень менеджмента и эффективности производства в мебельной промышленности, который пока, к сожалению, остается очень низким.
29 сентября 2006 (№52)
День дизайнера в Мебельном комплексе «Гранд».
16-я международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2019 состоялась в «Крокус Экспо» в начале декабря.
С 19-го по 21 ноября на площадке Экспоцентра проходил Международный форум инноваций в промышленном дизайне Pushka.
Брюссельская выставка — довольно небольшое, в сравнении с крупнейшими европейскими показами, шоу, но весьма эффектное с точки зрения качества представленного дизайна и уровня организации.
Энергия бизнеса в сочетании с творчеством — участники и организаторы Warsaw Home Expo удивили посетителей своим профессионализмом.
В спецпроекте APARTAMENTUL #better на румынской выставке показали эталонное оснащение типовой современной квартиры.