В Кельне четвертый год подряд продолжается строительство «Идеального дома».
Частные идеалы в коммунальном пространстве
Устроить главный аттракцион imm cologne — «Идеальный дом» — в этом году доверили сразу четырем дизайнерам. Знаменитый Дитер Рамс, профессор Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге, и три молодых дарования — датчанка Астрид Крогх, немец Стефан Диз и голландец Йорис Лаарман — совместными усилиями представили свои фантазии на тему идеального жилища.
Впервые все участники договорились поселиться в коммунальном доме, распределив между собой террасы, балконы, лестничные клетки и этажи. Так что «Идеальный дом-2006» напоминал вполне реальное городское трехэтажное строение.
Здесь стоит заметить, что успешно подогревая креативный пафос кельнской выставки, «Идеальный дом», похоже, не желает вписываться в изначально заданный организаторами формат «трендового» проекта. Из года в год дизайнеры, призванные вроде бы провозглашать эти самые «тренды-идеалы», упорно настаивают, что истинный характер нашей цивилизации богаче, круче, ярче любых, пусть и идеальных, клише. Они отменяют классификаторы и табели о рангах, утверждая, что у всякого свой идеал.
Аминь.
На сей раз убеленный сединами мэтр Дитер Рамс восклицает:
— Я всегда скептически относился к идее создания трендов в дизайне, и особенно к тому, что их появление пытаются выдать за нечто естественное, обусловленное ходом самой жизни. Все же понимают, что это не так. Забудьте про тренды! Лично мне гораздо приятнее думать, что каждый из нас является творцом своей среды. Мы сами создаем окружающую нас обстановку, в том числе дома, не наводя справок о том, что сейчас модно, а что нет. Что до меня лично, то уютный дом, по-моему, — это нечто светлое, легкое и незагроможденное. Там есть возможность свободно двигаться. В таком доме дышится легче, в нем есть ощущение мира и покоя. Такой дом обставлен скромно, но очень аккуратно, каждый из немногочисленных предметов мебели выполняет необходимую функцию. Причем мебель эта внешне должна быть простой настолько, чтобы не отвлекать на себя внимание, и еще добротной, сделанной на века. В общем, мой основной принцип: лучше меньше, но лучше.
В доме Рамса и впрямь очень просторно. Всем объектам (их действительно совсем немного) указано место, и строгий вещественный порядок визуально увеличивает площадь. Важно, что ощущения легкости Рамс добился не только внутри, но и снаружи — трехэтажная конструкция из строительных лесов, расположенная вокруг эскалаторов одиннадцатого павильона, как бы парила в воздухе. Задачей дизайнера в этом случае было примирить природу и архитектуру.
Для того чтобы избежать догмата недолговечных трендов, Рамс прибегнул к натуральным материалам: в его доме очень много дерева, камней и растений. Второй из трех этажей дома вообще представлял собой некое подобие сада с искусственными ручьями. Третий этаж Дитер Рамс посвятил американским дизайнерам Рею и Чарльзу Имсам, использовав в интерьере мебель, спроектированную этим легендарным дуэтом. Профессиональные взгляды Рамса и братьев Имс определенно совпадают. Чарльз Имс в свое время тоже утверждал, что направления и школы в дизайне — это, скорее, следствие человеческой неустойчивости, чем путь к идеалу.
Стены третьего уровня рамсовского «Идеального дома» были стилизованы под деревянную решетку.
— Так я выразил свое восхищение непреходящими ценностями, главными, по моему убеждению, в работе дизайнера, — качеством, целостностью и неординарностью. Это не непреложная истина, это мое частное мнение, которое призвано определить золотую середину между изысканностью и простотой, — прокомментировал Рамс.
Семидесятичетырехлетний Дитер Рамс принадлежит к плеяде самых авторитетных и признанных современных дизайнеров. Имя его ассоциируется в первую очередь с понятием «браунстиль». В фирме Braun Дитер Рамс проработал более 35 лет, и миллионы бытовых электроприборов, ежегодно продаваемых под этой маркой, являются одновременно продукцией их создателя.
Инновации Рамса вошли в обиход мирового дизайна: он придумал прозрачную крышку на проигрывателе; первым сделал кнопки управления на радиоаппаратуре выпуклыми, а не вогнутыми, как было принято прежде; расположил ручку фена под углом, чтобы удобнее было сушить волосы сзади; предложил самую распространенную ныне конструкцию кофеварки (цилиндр с фильтром и емкость для воды вставлены друг в друга) и сделал ее компактной.
«Браунстиль» — следствие «браунфилософии», которую последовательно отстаивал Дитер Рамс. Он исповедует простоту вещей, считая, что вещь, образно говоря, должна быть сведена к кнопке. Дизайн строится на упорядочении формы, ясности конструктивного решения, на стремлении достичь максимальной полезности предмета.
Творческие принципы Рамса ярко воплотились в созданных им мебельных образцах. Реализуя принципы модульности, сборности-разборности, полифункциональности, Рамс делает мебель вневременную, без оглядки на моду, выбирает нейтральные, почти анонимные формы, отрабатывает с филигранной точностью каждый угол, кант, крепежный болт.
Дизайнер работал только над большими программами и никогда не проектировал штучных изделий. В общей сложности он создал 15 серий, среди которых линия полок, стульев и столов RZ 60, серия кресел RZ 62, отмеченная в 1966 году премией студии «Розенталь», система полок 606 из алюминия и стали (1960) — самая знаменитая мебельная работа Рамса.
Дизайнер-практик Рамс сформировал 10 правил «хорошего дизайна»…
28 февраля 2006 (№46)
День дизайнера в Мебельном комплексе «Гранд».
16-я международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2019 состоялась в «Крокус Экспо» в начале декабря.
С 19-го по 21 ноября на площадке Экспоцентра проходил Международный форум инноваций в промышленном дизайне Pushka.
Брюссельская выставка — довольно небольшое, в сравнении с крупнейшими европейскими показами, шоу, но весьма эффектное с точки зрения качества представленного дизайна и уровня организации.
Энергия бизнеса в сочетании с творчеством — участники и организаторы Warsaw Home Expo удивили посетителей своим профессионализмом.
В спецпроекте APARTAMENTUL #better на румынской выставке показали эталонное оснащение типовой современной квартиры.