Плагиат: популярно о наболевшем

В рамках прошедшей 28–30 сентября 3-й выставки поставщиков мебельной промышленности MIFIC EXPO состоялся специальный семинар по проблеме плагиата в области дизайна мебели и интерьеров.

Представители мебельных фабрик, дизайнеры и конструкторы обсуждали тонкую грань между репликами и воровством на мебельно-интерьерном рынке.

Модератор встречи — Ксения Бандорина, эксперт дизайна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А. Л. Штиглица — вдохновила присутствующих на живую и плодотворную дискуссию. Гости общались с Маргаритой Морозовой (PR-представителем компаний Vitra и Artek в России), Павлом Ульяновым (исследователем истории дизайна), Павлом Кулаковым (дизайнером мебели и интерьеров), Ольгой Кулекиной (дизайнером и руководителем студии New Interior).

Маргарита Морозова отметила, что крупные зарубежные концерны, работающие под культовыми торговыми марками, вкладывают сотни тысяч евро в собственные патенты и промышленные образцы, поэтому и заинтересованы надёжно защищать свою интеллектуальную собственность. Этическую сторону проблемы производства и потребления «фейков» предложила обсудить Ольга Кулекина. Павел Ульянов сделал акцент на том, что историческое наследие дизайна является неиссякаемым источником вдохновения для современных креаторов. А Павел Кулаков, в свою очередь, предостерёг от прямого копирования известных образцов, так как потери в качестве при этом неизбежны.

В общей дискуссии активно участвовали слушатели. В сегодняшней реальности существует, с одной стороны, бизнес на инновациях, когда автор оригинальной идеи «снимает сливки» с рынка, предложив какую-то новаторскую идею или технологическое решение. Но очень скоро его идея тиражируется конкурентами — потому что, с другой стороны, основная масса рыночных игроков строит «бизнес на цитировании». Каждый мебельщик решает для себя сам, в какую категорию предпринимателей войдёт он и его предприятие. Но те мебельщики, которые избрали инновационную стратегию, должны помнить: предлагать рынку всё новые и новые идеи — ключевое условие выживаемости для инновационного производства. В секторе массовой мебели невозможно выступить с одной-единственной идеей и бесконечно наращивать свою прибыль, не совершая «маленьких революций» в сфере разработки.

«Плагиат и копии — суть разные явления, — подвела итог Ксения Бандорина. — Создание доступных копий с сохранением авторства мастера — это не плагиат, а возможность для людей, не имеющих больших финансовых возможностей, соприкоснуться с дизайном, как следствие — повышение уровня жизни, образования, культуры. Вспомним, что дизайн изначально формировался не как средство создания роскоши, его задачами были обеспечение человека комфортной предметной средой, выпуск продуктов массового потребления. Сегодня ситуация такова, что экономика и маркетинг возвели отдельные предметы дизайна в малодоступные предметы роскоши, на которые большинство потребителей может смотреть только в журналах. Отсюда — и плагиат в современном дизайне. Российским, да и европейским производствам вполне по силам создать программу доступного дизайна — качественного и актуального, для более широкой аудитории потребителей».

Главный вывод по итогам встречи: дизайнеры и участники мебельного рынка «питаются» одними и теми же трендбуками, поэтому избежать цитирования в дизайне невозможно. Другой вопрос — создание профессиональной школы отечественного дизайна и умение продвигать на рынок продукты, разработанные отечественными креаторами. В нынешних реалиях эта задача ложится, в первую очередь, на самих мебельщиков — за них её никто не решит.

 
читайте также 19 декабря 2023 GRAND DESIGN FEST 2023

День дизайнера в Мебельном комплексе «Гранд».


03 февраля 2020 В полном вооружении

16-я международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2019 состоялась в «Крокус Экспо» в начале декабря.


03 февраля 2020 С акцентом на кухонной зоне

С 19-го по 21 ноября на площадке Экспоцентра проходил Международный форум инноваций в промышленном дизайне Pushka.


03 февраля 2020 Отставить уныние!

Брюссельская выставка — довольно небольшое, в сравнении с крупнейшими европейскими показами, шоу, но весьма эффектное с точки зрения качества представленного дизайна и уровня организации.


02 декабря 2019 Варшава на мировом уровне

Энергия бизнеса в сочетании с творчеством — участники и организаторы Warsaw Home Expo удивили посетителей своим профессионализмом.


02 декабря 2019 Соблюдая внешнеторговый баланс

В спецпроекте APARTAMENTUL #better на румынской выставке показали эталонное оснащение типовой современной квартиры.

Номер вышел в свет